В декабре 1999 года санкт-петербургское НПП "Буревестник", разработчик и производитель рентгеновской аппаратуры, приняло решение о создании и внедрении комплексной системы бухгалтерского учета. Поскольку полная разработка собственными силами "от нуля" обошлась бы очень дорого (да и не было у нас необходимого штата сотрудников), было решено в качестве основы взять стандартный пакет. Принятию окончательного решения предшествовала большая работа по анализу существующего рынка тиражного делового ПО. Этим опытом нам и хотелось бы поделиться с коллегами - ИТ-специалистами многочисленных российских фирм.
Как правило, приобретение и настройка информационной системы для предприятия нашего масштаба обходится в десятки и даже сотни тысяч долларов. Но нам не пришлось сильно потратиться. Более того, деньги, сэкономленные на закупке ПО, мы смогли вложить в техническое перевооружение предприятия, полностью сменив устаревший парк компьютеров. В то же время внедрение информационной системы (ИС) позволило нашей фирме почти полностью избавиться от "бумажной" работы, повысить качество и быстроту обслуживания клиентов за счет увеличения оперативности обработки информации.
Профиль клиента |
Компания:
НПП "Буревестник" Местонахождение:
Число сотрудников:
Руководитель:
Проблема:
|
Успех внедрения системы сегодня уже налицо, однако во многом он зависел от выбора партнера - разработчика тиражного ПО. В качестве главных критериев при принятии решения о выборе ПО были определены три: гибкость системы, цена, близость разработчика. В результате после анализа многочисленных тиражных систем была выбрана санкт-петербургская фирма "Компас" с пакетом "Компас+SQL" (версия для Microsoft SQL Server).
Фирма имеет 10-летний опыт работы и признание пользователей, тем не менее мы не были готовы положиться исключительно на репутацию. Поэтому перед принятием окончательного решения, в сентябре 1999 года, мы купили две лицензии, чтобы все посмотреть и попробовать самостоятельно. Тестирование проходило в течение трех месяцев. После него мы были уверены в своем решении. Ошибиться с выбором ПО мы не имели права - такие ошибки нам не по карману.
"Компас" http://www.compas.ru |
Основана в 1991 году. С самого начала специализировалась на разработке делового программного обеспечения для автоматизации бухгалтерии, складов, делопроизводства. Помимо автоматизации крупных промышленных предприятий, с 1992 года компания работает на рынке малых и средних частных предприятий. "Компас" оказывает услуги программного и управленческого консалтинга; на базе тиражного решения компания (самостоятельно и совместно с партнерами) разрабатывает специализированные отраслевые версии.
На конкурсе "Бизнес-софт 2001" пакет "Компас + SQL" стал победителем в двух номинациях: "Бухгалтерия среднего предприятия" и "Учет труда и заработной платы". |
Поскольку система "Компас+SQL" - это легко настраиваемый программный продукт и, кроме того, он включает специальный механизм настройки и доработки (под названием "Мастера Компаса"), мы решили внедрять ее самостоятельно (добавим: и нам удалось это сделать, прибегая только к индивидуальным консультациям у разработчиков). Для этого в штате предприятия была введена специальная должность - заместитель главного бухгалтера по автоматизации.
До 1999 года автоматизация управления НПП "Буревестник" была на низком уровне - использовались компьютеры с 286 и 386-м процессорами, разные программы, отсутствовала локальная сеть. Это и понятно: перестройка экономики не лучшим образом отразилась на состоянии научных и производственных предприятиях. Единственным хорошо автоматизированным участком было бюро учета труда и заработной платы (там имелись и неплохие машины, и надежная программа).
Всего рабочих мест, нуждающихся в автоматизации на первом этапе, мы насчитали 15 (при числе сотрудников на предприятии около 700).
Начинать весь процесс автоматизации пришлось со смены оборудования и прокладки сети. Сроки ввода системы в эксплуатацию были установлены следующие - с января 2000 по июль 2001 года. Причем в эти сроки необходимо было не только внедрить ПО, но и провести техническое перевооружение (этим занимался отдел автоматизации производства). Сейчас, после окончания закупки и установки нового оборудования, на предприятии используются: сервер на базе процессора Intel Рentium III 500 МГц (256 Мбайт оперативной памяти, жесткий диск емкостью 15 Гбайт); резервный сервер на базе процессора Рentium II 450 МГц (256 Мбайт памяти, жесткий диск 10 Гбайт); рабочие станции от Рentium II 350 МГц (64 Мбайт памяти) до Celeron 533 МГц (128 Мбайт памяти).
Чтобы повысить эффективность от использования средств, затраченных на закупку и внедрение ПО, была выбрана тактика поэтапного ввода системы в эксплуатацию и разработан график последовательного ввода по автоматизированным рабочим местам. Как было сказано выше, на первом этапе таких мест было выделено 15. Вот их полный перечень.
- Управление финансовой деятельностью предприятия.
- Учет расчетов с подотчетными лицами.
- Начальник общего бюро.
- Касса.
- Учет готовой продукции.
- Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
- Учет услуг сторонних организаций.
- Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.
- Затраты на производство.
- Производственные запасы.
- Основные средства.
- Реализация готовой продукции.
- Реализация товарно-материальных ценностей.
- Реализация основных средств.
- Расчет заработной платы.
Для автоматизации всего списка рабочих мест были приобретены лицензии на следующие стандартные подсистемы пакета "Компас + SQL": "Управление финансами и документооборот" - 15; "Управление закупками, запасами и продажами" - 8; "Учет производственных затрат" - 8; "Управление персоналом" (в том числе расчет зарплаты) - 5; "Учет основных средств" - 6. На начало ноября 2000 года в промышленную эксплуатацию уже было введено 7 рабочих мест.
"А проблемы были?" - резонно спросит читатель. Конечно!
Нас не устраивала гибкость поставляемого в составе "Мастеров" генератора отчетов (сейчас с каждой новой версией пакета, устанавливаемой в соответствии с договором об абонементном обслуживании, гибкость увеличивается, нареканий у нас все меньше и меньше). Пришлось дорабатывать почти все отчетные формы по балансу предприятия. Это также неудивительно, потому что специфика учетной политики на каждом предприятии велика, в одних и тех же целях используются разные счета и субсчета, изменения в законодательстве подкидывают все новые "задачи". Благодаря "Мастерам" всем этим отчетам и формам мы смогли придать тот вид, который был нам привычен.
В самом начале были проблемы с обновлением (заменой старых версий модулей системы на новые), но после сдачи разработчиками пакета в эксплуатацию специальной утилиты процесс обновления проходит гораздо легче. Вообще надо сказать, что все возникающие проблемы решаются очень быстро и четко, чувствуется внимательное отношение фирмы к клиенту. А ведь проблемы возникают с любой программой, ошибки есть в любом ПО. Поэтому время реакции информационного партнера - один из важнейших параметров его оценки.
Два слова о возможностях, которые дают "Мастера" ИТ-специалистам клиента. С их помощью мы самостоятельно смогли внести изменения в меню программы (его просто не узнать); в экранные и табличные формы, предназначенные для визуализации информации; создать свои и доработать существующие справочники ("Страны мира", "Аналитика по счету", "Аналитика по прибыли и услугам"...) и отчеты ("Справки по проводкам", собственный вид "Журнала-ордера"); включить в систему новые типы документов ("Паспорт сделки", "Поручение на продажу валюты", "Отчеты для банка" и т.д.). Документы вводятся и распечатываются в виде бланков, к которым наши бухгалтеры привыкли за много лет "ручной" работы.
Более того, с помощью "Мастеров" мы включили в состав ИС "Буревестника" подсистему, не предусмотренную разработчиками, а именно "Финансовое планирование", в которую вошли принципиально новые для пакета процедуры: "Платежный календарь", "График платежей", "Выполнение графика платежей" и т.п.
Мы довольны тем, что выбрали именно это тиражное ПО, потому что в нем заложен высокий потенциал самостоятельной настройки и доработки.
И еще один момент. Операторы, непосредственно работающие с пакетом, - это сотрудники в возрасте от 30 до 60 лет. Известно, что последние, как правило, весьма консервативны и с трудом приспосабливаются к компьютерному учету вообще, да и перейти с одной программы на другую для них совсем не просто. То, насколько легко они приспособились к новым программам, говорит в пользу стандартного интерфейса системы, возможностей его настройки.
Следует отметить, что мы полностью избавились от дублирования ввода документов, легко и быстро справляемся с расчетами с поставщиками (а их более 2000), работаем с десятками тысяч наименований номенклатуры на складе. Несмотря на наличие хорошей работающей программы, учет заработной платы мы тоже решили перевести на "Компас", поскольку хотим иметь все данные в едином комплексе. Более того, наше сотрудничество с разработчиками этого пакета, как мы считаем, имеет высокий потенциал дальнейшего развития (после завершения проекта в августа 2001 года мы будем и дальше расширять функции своей корпоративной ИС).
В заключение хотелось бы еще раз перечислить те моменты, которые, как мы считаем, позволили нам получить значительный эффект от внедрения комплексной системы автоматизации на НПП "Буревестник":
- тщательный анализ рынка тиражного делового ПО;
- принятие решения о выборе гибкой тиражной системы;
- принятие решения о внедрении и доработке ПО собственными силами;
- выбор партнера, оперативно реагирующего на наши запросы и быстро исправляющего замеченные нами ошибки;
- предварительная закупка ограниченного состава ПО для проведения полноценного тестирования;
- продуманное планирование процесса внедрения с последовательным вводом в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест.
Вадим Козлов - заместитель главного бухгалтера по автоматизации НПП "Буревестник". С ним можно связаться по e-mail: vadim_u_kozlov@mail.ru |
НПП "Буревестник" http://www.bourevestnik.spb.ru, http://www.bourevestnik.com |
ОАО "Научно-производственное предприятие "Буревестник" (ранее ленинградское НПО "Буревестник") - крупнейшее в СНГ предприятие по исследованиям, разработке и производству рентгеновской аппаратуры для промышленных и научных целей. Ведет свою историю с 1959 года, с момента создания СКБ рентгеновской аппаратуры, в подчинение которому был передан завод "Буревестник", выпустивший в 1928 году первый отечественный рентгеновский аппарат.
Разработки и продукция предприятия использовались в космических программах по исследованию излучения Солнца, материала поверхности Луны и Венеры, на орбитальных космических аппаратах. Предприятие принимало участие в работах по проекту "Энергия-Буран". Четыре программы, реализованные с участием сотрудников НПП "Буревестник", отмечены Государственными премиями. Предприятие более 30 лет работает на мировом рынке (с 1986 года - самостоятельно). |