В апреле 1838 года эскадра русского черноморского флота, высадившаяся на побережье, заложила форт Александрия, впоследствии ставший курортом Сочи. Так что днем основания Сочи считается 21 апреля 1838 года. Уже в начале XX века Сочи, подобно французской Ривьере, курортам Италии и Швейцарии, становится местом отдыха элиты. Сейчас это крупнейший курорт России, протянувшийся на 145 км вдоль Черноморского побережья; одно из самых солнечных мест в нашей стране, где курортный сезон составляет 200 теплых дней в году, средняя летняя температура воздуха - 25 -- 28 градусов тепла, а морской воды - 22 -- 25 градусов. Уникальные природно-климатические факторы, минеральные воды, лечебные грязи Мацесты привлекают людей отовсюду, и не только ради отдыха, но и для целенаправленного лечения.

Падение курса национальной валюты и, как следствие, уменьшение объемов выездного туризма создало благоприятные условия для развития санаторно-курортного обслуживания граждан России на внутреннем рынке. В 1998 году было создано Сочинское курортное объединение (СКО), работающее в самых перспективных регионах сбыта санаторно-курортных услуг. Основная цель СКО - возвращение туристических потоков в город-курорт Сочи, традиционное место отдыха и лечения населения России.

Поток заявок от клиентов и туристических агентств постоянно рос, рос и объем продаж путевок; к работе СКО подключались все новые санатории и пансионаты. Клиентам требовалось полная и оперативная информация об имеющихся предложениях, а кроме того необходима была четкая система контроля оплаты заявок, выписки путевок, обмена информацией о заездах с санаториями и пансионатами для исключения случаев двойной продажи путевок и всевозможных накладок, связанных с ошибками операторов. Все это потребовало разработки и внедрения системы бронирования санаторно-курортных услуг.

Профиль клиента

Компания:
Сочинское курортное объединение

Местонахождение:
г. Сочи

Число сотрудников:
25

Руководитель:
Денис Шакало, менеджер по информационным технологиям

Проблема:
Автоматизация процесса продажи путевок турагентствам через систему электронной коммерции типа B2B

Профиль партнера

Компания:
Digital Design

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель:
Владислав Васильев, руководитель проекта

Решение:
По заказу Сочинского курортного объединения разработана система бронирования санаторно-курортных услуг "Кипарис"

Проект "Кипарис"

В июле 1999 года Сочинское курортное объединение приступило к реализации проекта "Компьютерная система бронирования санаторно-курортных услуг "Кипарис". Работы по реализации системы проводила компания Digital Design. Они были начаты в декабре 1999 года, а в начале следующего года демонстрационная версия системы была представлена на шестой международной туристической выставке-ярмарке "Курорты и туризм-2000" (10-14 января 2000 года, Сочи). Официальная презентация полнофункциональной версии системы прошла на Московской международной выставке "Путешествия и туризм-2000" (22-25 марта 2000 года). Внедрение было закончено в августе 2000 года.

Digital Design
http://www.digdes.ru
Компания создана в 1992 году. Основное направление деятельности - разработка заказных информационных систем (проектирование, создание, внедрение и сервисное обслуживание ПО). Имеет статус бизнес-партнера IBM в области разработки ПО и независимого поставщика решений на базе технологии IBM (ISV), а также Microsoft Certified Solution Provider. В 1999 году Digital Design получила международный сертификат качества ISO 9001 на разработку программных продуктов, оказание внедренческих и консалтинговых услуг.

Система реализована как Web-приложение, позволяющее оперативно взаимодействовать с клиентами. В ней функционируют два сервера (Web- и SQL-серверы). Для развертывания системы "Кипарис" использовалось следующее ПО: Microsoft Windows 2000 Server (как для Web-сервера, так и для сервера БД), Microsoft Proxy Server 2.0 на Web-сервере и Microsoft SQL Server 7.0 Standard edition на сервере БД. В качестве клиентского ПО используется Microsoft Internet Explorer. Всего в системе 12 рабочих мест - два в бухгалтерии, по три в отделе продаж и в отделе санаторно-курортного обеспечения, два в администрации, одно в экскурсионном отделе и одно в отделе маркетинга. Обслуживает систему один администратор. Благодаря тому, что система работает в сети Интернет, клиенты могут оперативно осуществлять все виды работ по заказу курортного обслуживания из любой точки мира, а оператор СКО и администратор могут управлять системой удаленно.

В общедоступных разделах Web-сервера Сочинского курортного объединения (http://www.sko.sochi.ru) любой пользователь Интернета может получить развернутую информацию о санаториях, гостиницах, пансионатах города Сочи, ознакомиться с предоставляемыми услугами, условиями размещения, интерьерами номеров и видовыми фотографиями объектов размещения. Система бронирования реализована как часть Web-сервера, доступ к которой открыт только для представителей туристических агентств, заключивших договор с СКО. Заключив договор, клиенты получают уникальное имя и пароль. В системе клиенты могут осуществлять поиск подходящих мест, формировать заявки, заказывать дополнительные услуги, получать информацию о прохождении денег через банковскую систему и состоянии расчетов, формировать необходимые документы.

При обращении к системе бронирования выполняется процедура аутентификации (проверка полномочий пользователя на доступ к системе) по значениям имени и пароля. При нахождении соответствия система переходит в режим работы, соответствующий типу данного пользователя. При выполнении критичных операций проводится проверка на принадлежность изменяемой информации области видимости данного оператора.

При входе в систему бронирования клиент автоматически переходит на защищенный протокол обмена с сервером - с использованием серверного цифрового сертификата и шифрования пересылаемых данных по протоколу Secure Sockets Layer (SSL).

В процессе функционирования система уведомляет клиента о производимых действиях по электронной почте. Сообщение посылается при объявлении бонусного периода, получении уведомления о платеже и оплате заявки, обработке листа ожидания, аннулировании заявки. Кроме того, рассылаются уведомления клиенту о необходимости срочно подтверждения оплаты (за заданное количество дней до снятия неоплаченной заявки).

Одна из важнейших составляющих системы - связь с банковской платежной системой. Основанная на передаче данных через защищенные каналы Интернета, подсистема контроля платежей автоматически уведомляет систему бронирования о факте оплаты заявки. Для отслеживания текущего состояния процесса оплаты заявок система получает и обрабатывает уведомления от автоматизированной банковской системы о перечислении денег на счет СКО. При этом проводится проверка и автоматическая оплата счетов, перечисленных в строке "Назначение платежа" платежного поручения, с изменением состояния оплаты соответствующих заявок, зачислением на авансовый счет или погашением суммы на штрафном счете клиента. Клиентам предоставлены средства мониторинга работы, благодаря которым они могут контролировать состояние оплаты заявок с точностью до минуты.

При взаимодействии с автоматизированной банковской системой используются механизмы защиты принимаемой и отсылаемой информации. Применяется как шифрование, так и электронная подпись сообщений. Для шифрования используются алгоритмы с открытым ключом (RSA с длиной ключа 2048 бит).

Четкая система контроля оплаты заявок, выписки путевок, обмена информацией о заездах с объектами размещения позволяет полностью исключить случаи двойной продажи путевок и ошибки операторов.

Оперативно и без накладок

По сравнению с другими известными сегодня системами бронирования через Интернет "Кипарис", по мнению разработчиков, обладает следующими достоинствами:

  • работа осуществляется в оперативном режиме. Клиент может не только получать информацию о наличии свободных мест, но и самостоятельно, без помощи оператора системы, формировать заявки, обрабатывать их и бронировать места;
  • интеграция с автоматизированной банковской системой максимально ускоряет прохождение информации об оплате заявок;
  • используется только стандартное ПО, имеющееся практически на любом компьютере.

"Это, по-видимому, единственная отечественная система, которая работает в реальном времени, - говорит В. Фадеев из Самарского бюро СКО. - Она позволила упростить работу, практически ликвидировала проблему горящих путевок, повысила оперативность оформления заказов". "Нас интересует не только заключение договоров, но и реализация горящих путевок, - подтверждает Л. Мостовой, первый заместитель генерального директора КК "Русь". - Система позволяет клиенту мгновенно приобретать путевки в офисе любой турфирмы".

"Когда эта система у нас заработала, мы наконец поняли, что будущее за подобными системами типа e-commerce, - говорит коммерческий директор СКО И. Семенова. - В Сочинском курортном объединении очень много гостиниц, санаториев и пансионатов, а сотрудничающих с нами агентств-туроператоров еще больше. Обычными "ручными" методами бронирования номеров и путевок невозможно поддерживать высокую оперативность и уровень сервиса при работе с туроператорами. После внедрения системы бронирования у нас появилась полная картина спроса и предложения в тех или иных санаториях, наличия путевок в них на любой момент. А у клиентов системы появилась возможность максимально оперативно получать информацию о текущих изменениях в графиках заездов, количестве путевок, ценах, услугах - все, что требуется агенту в повседневной работе. Исчезла проблема дублирования заявок на путевки от различных клиентов, так часто возникавшая при старой схеме работы. А информация об оплате из банков приходит значительно быстрее. В общем, я считаю, что мы получили те улучшения работы, о которых мечтали".

В планах Сочинского курортного объединения - разработка гибких схем подключения к системе, а также сервисов, направленных на помощь клиентам в области поиска конечных потребителей санаторно-курортных услуг.

Сочинское курортное объединение
http://www.sko.sochi.ru
Осуществляет централизованную реализацию санаторно-курортных услуг здравниц города Сочи. С момента своего создания в 1998 году реализовало на внутреннем туристическом рынке страны 10 тыс. путевок в 13 санаториев и пансионатов Сочи. В 2000 году по путевкам СКО в Сочи отдохнули и поправили здоровье 30 тыс. человек. К 2000 году общее количество баз размещения отдыхающих СКО достигло 28 (это гостиницы, турбазы, кемпинги и дома отдыха).