"Прио-Внешторгбанк", крупнейший коммерческий банк Рязанской области, был образован в 1989 году, в начальный период реформирования советской банковской системы. В то «романтическое время» в результате децентрализации управления в банковской сфере финансовые учреждения получили возможность самостоятельно выбирать путь своего стратегического развития. В частности, банки могли сами решать вопросы использования информационных технологий (а необходимость компьютеризации уже была очевидной). Однако полноценных технологических разработок для нарождающихся коммерческих банков тогда практически не существовало. Самыми распространенными инструментами банковских служащих оставались счеты и калькуляторы. В результате "Прио-Внешторгбанк", как и многие другие организации, пошел по пути решения проблем автоматизации собственными силами. Этому способствовало и то обстоятельство, что рынок труда был переполнен высококвалифицированными специалистами с оборонных предприятий, ищущими хорошего заработка и приложения своим профессиональным навыкам.
В отличие от прочих хозяйствующих субъектов, банки вынуждены составлять ежедневный бухгалтерский баланс и формировать огромное количество финансовой отчетности. Для банков, имеющих филиалы, задача обеспечения непрерывности и безошибочности операционной деятельности многократно усложняется. К 1991 году "Прио-Внешторгбанк" имел 25 филиалов. "Без создания соответствующей информационной системы эффективно управлять таким хозяйством было невозможно, - говорит Сергей Константинович Есенин, заместитель начальника планово-экономического управления "Прио-Внешторгбанка". - С самого начала мы понимали, что такая система должна содержать два компонента - учетную систему, автоматизирующую операционную деятельность банка, и аналитическую систему, которая обеспечивала бы поддержку принятия управленческих решений на основе данных, содержащихся в учетной системе, и данных из внешней среды. Поскольку выбор инструментария в начале 90-х был небогат, мы остановились на СУБД Foxbase+, а средствами разработки системных и графических программ были языки ассемблер и С++ в среде MS-DOS. К сожалению, наш проект не был доведен до конца из-за структурной перестройки банка и возникших внутренних проблем".
Время шло, на рынке стали появляться первые программные продукты для банков. Уже имелся ассортимент (правда, небольшой) учетных систем, объединенных названием "Операционный день банка" (ОДБ). Программы этого класса разрабатывались коллективами программистов из Киева, Тулы, Москвы, и их число постепенно росло. Но появление аналитических систем задерживалось - не столько потому, что такие системы сложнее учетных, сколько из-за отсутствия четкой постановки задачи финансового анализа в банке. Постоянные изменения в законодательстве, динамичность рыночных механизмов, отсутствие методологической базы, невысокие вычислительные мощности имевшихся компьютеров затрудняли решение аналитических задач.
Профиль клиента |
Компания:
"Прио-Внешторгбанк" Местонахождение:
Руководитель:
Проблема:
|
Профиль партнера |
Компания:
ИНЭК Местонахождение: Руководитель:
Решение: |
Партнер находит клиента
"Мы были немало удивлены, когда в 1993 году получили письмо от генерального директора фирмы ИНЭК Эмиля Котляра, где сообщалось, что в этой фирме разработана программа под названием "Анализ финансового состояния коммерческих банков" (АФСКБ), - рассказывает г-н Есенин. - Из письма следовало, что эта программа могла на основе балансовых данных дать представление о финансовом состоянии банка, используя набор неких коэффициентов. Нас это очень заинтересовало. Мы посетили разработчиков, посмотрели программу и решили ее приобрести. С этого момента и началось наше многолетнее сотрудничество с фирмой ИНЭК. Конечно, первая версия АФСКБ, реализованная на СУБД Clarion для среды DOS, была далека от совершенства, в частности содержала немало ошибок и была не очень удобна в использовании. Однако идеи и принципы, заложенные в ней, нам понравились, а пообщавшись с разработчиками, мы увидели по-настоящему увлеченных людей. У нас не осталось никаких сомнений в том, что продукт будет доведен до реального практического применения".
АФСКБ взрослеет
Именно так впоследствии и случилось. Но потребовалось около двух лет интенсивной работы, прежде чем "Прио-Внешторгбанк" смог получить отдачу от использования АФСКБ. "Разработчики учли сотни наших замечаний и предложений, а также пожелания пользователей других банков, - рассказывает г-н Есенин. - И по сей день идет постоянное совершенствование системы. В результате АФСКБ превратилась в 32-разрядную профессиональную сетевую аналитическую систему, услугами которой в нашем банке пользуются полтора десятка сотрудников разных подразделений, в том числе и руководство. И число пользователей будет расти. Практически АФСКБ сейчас максимально адаптирована к нашим нуждам".
Многолетняя работа специалистов фирмы ИНЭК над проектом привела к созданию аналитической банковской системы, которая в первую очередь удовлетворяет требованиям информационного менеджмента, предоставляя нужную информацию в нужном виде и в нужное время. Система ориентирована на управленцев, уровень компьютерных знаний которых может быть относительно невысоким. При этом обеспечивается хранение достаточно больших объемов информации, высокая скорость ее обработки, функциональная насыщенность при относительной дешевизне программного продукта.
ИНЭК http://www.inec.ru |
Компания работает на российском рынке более 10 лет. Основные направления деятельности - создание программного обеспечения в области экономики, финансов и бизнеса, а также финансовый и управленческий консалтинг, аудит, бизнес-обучение. В штате компании 60 человек. ИНЭК имеет партнеров в 80 регионах Российской Федерации. |
Построение всеобъемлющей аналитической системы для регионального банка - дело очень трудоемкое и дорогостоящее, а зачастую практически нереальное. Сейчас на рынке банковских программных продуктов представлен широкий спектр аналитических систем, но все они решают ограниченный набор аналитических задач, стоящих перед банками. По мнению г-на Есенина, эти аналитические системы упрощенно можно разделить на три категории: интегрированные банковские системы, совмещающие учетные и аналитические модули; системы, основанные на использовании хранилищ данных (datawarehouse) и OLAP-технологий; аналитические программы на базе традиционных средств разработки реляционных баз данных (именно к этой категории относится АФСКБ). У каждой категории есть свои достоинства и недостатки.
"В свое время мы в силу ряда причин выбрали учетную систему, которая не поддерживала работу с аналитическими модулями, - говорит Сергей Константинович Есенин. - Поэтому построение интегрированной системы было проблематичным. Что касается OLAP-систем, то для нас как регионального банка они слишком дороги - десятки тысяч долларов на дороге не валяются. И надо учитывать, что потребуются еще значительные затраты на соответствующую аппаратуру, обучение персонала, адаптацию под конкретные условия, сопровождение. Так что трудно сказать, как скоро окупятся такие инвестиции и вообще будет ли получен ожидаемый от них экономический эффект. Ведь чем сложнее и функциональнее система, тем больше нужно времени на ее освоение, тем меньше людей, ее освоивших, а еще меньше тех, кто способен ее творчески использовать, - это, как правило, специалисты, сведущие как в информационных технологиях, так и в предметной области. Еще одно соображение: как правило, системы, рассчитанные на работу с конечным пользователем, не требуют участия программиста, но они неявным образом подразумевают его присутствие при возникновении технических проблем или при создании интерфейса с внешними источниками данных. Значит, в банке всегда должны быть люди, ответственные за сопровождение используемого программного продукта. С учетом этих соображений выбор АФСКБ для "Прио-Внешторгбанка" на данный момент оптимален. У нас исторически сложились тесные партнерские отношения с ИНЭК. Нам нравится качественное сопровождение комплекса, быстрая реакция на замечания, ценовая политика компании, доброжелательное отношение к клиенту. Поэтому в замене имеющейся системы на новую нет смысла. В прошлом я сам разрабатывал информационные системы и имею определенный опыт в этом вопросе. Обычно заказчик хочет "сразу все в одном флаконе", а если заказчиков несколько, то, несмотря на их принадлежность к одной и той же отрасли, требования у них различны. Применительно к банкам получается, что аналитическая банковская система должна быть универсальна, т. е. удовлетворять потребностям каждого банка с его спецификой. Причем эти потребности все время меняются, как и нормативные акты ЦБ РФ. Поэтому при эксплуатации АБС первостепенное значение имеет способность разработчиков быстро откликаться на эти изменения. В этом вопросе ИНЭК проявляет себя с лучшей стороны. Все функциональные и методические обновления оперативно появляются на сайте фирмы, а в необходимых случаях отсылаются пользователям по электронной почте".
Специалисты "Прио-Внешторгбанка" признают, что использует не все возможности АФСКБ: часть из них для банка неактуальна, а до некоторых задач, которые можно решить с помощью этой системы, пока не доходят руки.
Основные информационные потоки упрощенно показаны на рисунке. Данные в разрезе балансовых и аналитических счетов из системы «Операционный день банка» передаются в программу анализа, которая организует их хранение. Туда же вводятся данные внесистемного банковского учета, а также данные отчетности банков-контрагентов. Пользователи, используя хранящуюся в АФСКБ информацию, могут задавать любые наборы показателей для детального анализа. При необходимости дополнительной обработки результаты из АФСКБ без труда экспортируются в электронную таблицу MS Excel. По отзывам сотрудников банка, разработчикам удалось реализовать функцию получения отчетов "нажатием одной кнопки". Для этого в Excel с помощью "мастера" АФСКБ создаются шаблоны часто используемых отчетов. Аналитику остается только выбрать временной период, объект исследования и получить результат. Пользователи, активно работающие с Excel, легко обучаются созданию шаблонов.
Плоды внедрения
АФСКБ позволяет осуществлять функции контроля, анализа и прогнозирования. Это дает возможность отслеживать в динамике движение денежных ресурсов, доходы и расходы в разрезе подразделений, показатели финансового состояния самого "Прио-Внешторгбанка" и банков-контрагентов. Система обеспечивает мониторинг клиентских счетов, детальный внутренний анализ деятельности банка в целом и его подразделений, построение финансовой модели банка, реализацию методик оценки, подготовку некоторых видов отчетности для ЦБ РФ, а также решение множества текущих задач.
Для подготовки отчетности у фирмы ИНЭК дополнительно была закуплена программа «ОФО-Банк» (Общая финансовая отчетность), оказавшаяся также весьма полезной. Применение двух программ привело к сокращению времени и затрат на получение информации, на основе которой принимаются управленческие решения. "Отдача от использования продуктов ИНЭК заметная, и мы надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с этой фирмой, - утверждает г-н Есенин. - Мы рады, что ИНЭК анонсировала выпуск нового продукта для управления банковской ликвидностью и процентными ставками. Нам как давним партнерам была предоставлена возможность поработать с пилотной версией программы. Думаю, через некоторое время она станет для нас столь же полезным средством управления банком, как и АФСКБ".
Сергей Константинович Есенин: |
"Прио-Внешторгбанк" |
Ведущий региональный банк, входящий в число 300 крупнейших банков РФ. Имеет семь филиалов и одно отделение; число клиентов превышает 5 тыс. Валюта баланса на начало января 2001 года составляет 1035 млн. руб. В штате банка 400 сотрудников. "Прио-Внешторгбанк" предоставляет широкий спектр услуг, но основную долю в активных операциях составляет кредитование реального сектора экономики - как в рублях, так и в валюте. |