"...Окна разинув, стоят магазины..." В. Маяковский. "Хорошо!"
В 1996 году для телевизионной программы "Компьютер" снимался сюжет об автоматизированной торговой системе, действующей в крупном универсаме в Царицыно. Съемочной группе тогда продемонстрировали весь путь движения товара - от разгрузки до продажи. Там были и электронные весы, и устройства считывания штрих-кода; миниатюрные компьютеры выполняли роль кассовых аппаратов. Но привыкшая к компьютерной технике съемочная бригада с упоением снимала многометровые ряды прилавков, заполненных сырами, колбасами, копчеными окороками и прочей едой. Такое изобилие каждый из нас, пожалуй, увидел тогда впервые.
Сегодня подобные универсамы и супермаркеты стали нормой, а не исключением. А мы, в свою очередь, постепенно привыкли к новому образу жизни, все больше забывая так недавно ушедшую социалистическую эпоху.
Экскурс
Сеть магазинов "Патэрсон" начала свою деятельность в столичном регионе в 1997 году. Сегодня в нее входят универсамы в Марьино, Бирюлево, Жулебино и Новокосино. Эти просторные, удобно оборудованные, нарядные магазины прекрасно гармонируют с современной многоэтажной застройкой новых московских микрорайонов.
Современный универсам - это огромное торговое предприятие, деятельность которого (тем более если это сеть универсамов) без специальной автоматизированной системы попросту невозможна. Ежедневно в одном магазине сети "Патэрсон" продается до 20 тысяч наименований товара. Поэтому уже в начале строительства в каждом магазине прокладывается локальная сеть, готовятся автоматизированные рабочие места. Соответственно с самого начала встает задача выбора подходящей автоматизированной системы.
Профиль клиента |
Компания:
Сеть универсамов "Патэрсон" Местонахождение:
Руководитель:
Проблема:
|
Профиль партнера |
Компания:
"Астор ВЦ" Местонахождение: Руководитель:
Решение: |
Руководство сети магазинов "Патэрсон" остановилось на программном продукте "1С:Предприятие 7.7". Продукт привлек заказчика неплохим соотношением цены и функциональности, а также своей известностью на российском рынке и, соответственно, большим числом внедрений. А определенная гибкость этого пакета программ облегчает его адаптацию к конкретным условиям деятельности заказчика и к постоянно меняющимся требованиям российского законодательства.
Внедрением автоматизированной системы в сети магазинов "Патэрсон", доработкой, сопровождением и обучением персонала занимается компания "Астор ВЦ" - дочерняя фирма и одновременно партнер-франчайзи компании "1С".
Управление и технологическая цепочка
Система супермаркетов "Патэрсон" представляет собой классическую сеть магазинов с централизованным управлением. Подобных сетей в России не более двадцати. Для них характерно следующее:
- централизованная система управления заказами у поставщиков на основе анализа продаж каждого подразделения сети (в данном случае - каждого супермаркета) за предыдущие периоды;
- наличие сложной единой дисконтной системы;
- жесткое определение регламента обмена данными между подразделениями;
- ведение бухгалтерского учета в центральном офисе;
- формирование розничных цен для различных подразделений.
Универсамы сети "Патэрсон" непосредственно на месте формируют заказ на товар, который может быть скорректирован в центральном офисе компании с точки зрения финансовых потоков. Затем товар доставляется поставщиком, данные о продажах поступают в конце дня в центральный офис.
Универсамы сети "Патэрсон" занимаются не только розничной торговлей, но имеют и производственные цехи по кулинарной обработке продуктов: в торговом зале покупатель мгновенно чувствует аромат свежеиспеченных пирожков. И не только пирожки готовят кулинары универсамов - здесь и котлеты, салаты, разнообразный ассортимент другой кулинарной продукции. При универсаме в Новокосино существует пекарня, являющаяся самостоятельной фирмой.
Закупка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и складской учет представляют собой цепочку из следующих операций: составление заявок поставщику на закупку ТМЦ, обработка первичной документации поставщика ТМЦ, приходование товарно-материальных ценностей на склад. После этого происходит перемещение ТМЦ со склада на склад, прием и обработка заявок подразделений на выделение товара, передача товара в производственные цехи. Сюда же примыкает расход или отпуск товарно-материальных ценностей на сторону, списание, инвентаризация ТМЦ.
Основное производство включает приходование товарно-материальных ценностей в кладовую цеха, производство готовой продукции согласно калькуляции, инвентаризацию остатков ТМЦ в кладовой цеха и сдачу готовой продукции в торговый зал.
Сбыт продукции - это операции составления расходных накладных покупателям, учет возвратов от оптовых покупателей, розничная торговля товарами, учет возвратов от розничных покупателей.
Кроме того, одна из основных задач, реализованных в системе, - это бухгалтерский учет. Здесь проводится учет основных средств, материалов, операций по розничной и оптовой торговле, учет производства, а также банковских и кассовых операций.
Документооборот в сети универсамов "Патэрсон" построен с учетом трех основных схем. Часть документов имеет только внутреннее движение в подразделении. Другая часть отражает хозяйственные операции в подразделениях, но эти документы не проходят через центральный офис. Оставшаяся часть документов нужна для успешной централизации управления, ведения единого бухгалтерского и оперативного учета. Документы такого типа участвуют в общем информационном обмене.
Как это реализовано
Внедренная в "Патэрсон" система автоматизированного учета позволяет вести следующие процессы хозяйственной деятельности предприятия: осуществлять оперативный учет, закупку, управление складом, продажу, производство и бухгалтерский учет. Все эти процессы реализуются централизованно, средствами платформы "1С:Предприятие 7.7" с применением технологии внешних компонентов. Эта технология, собственно, и создана фирмой "1С" для решения специальных задач, где требуется более тесная интеграция системы "1С:Предприятие" с другими программами и оборудованием (например, кассовыми терминалами, электронными весами, сканерами штрих-кодов).
Для автоматизации сети супермаркетов "Патэрсон" использовалась конфигурация продукта "1С" "Астор:Торговый Дом 4.5". Основные компоненты пакета: "Оперативный учет", "Бухгалтерский учет" и "Управление распределенными базами данных". Система работает в комплексе с программой "УКМ Супермаг", установленной на POS-терминалах производства компании Siemens.
Типовая конфигурация реализует наиболее общие схемы учета. Для адаптации к требованиям заказчика в состав программных продуктов включен конфигуратор, позволяющий как производить небольшие изменения системы, так и разрабатывать полностью собственную конфигурацию для предприятия.
Так, для магазинов "Патэрсон" поставщик решения разработал несколько специальных отчетных форм, которые используются сегодня наряду с типовыми, заложенными в системе. По словам руководителя отдела АСУ сети универсамов "Патэрсон" Андрея Титова, когда коммерческому отделу, отделу маркетинга и другим подразделениям организации потребовалась возможность проводить анализ деятельности по различным аспектам, "Астор ВЦ" разработала необходимые программные модули.
"Астор ВЦ" |
Внедренческий центр, дочернее предприятие фирмы "1С", образованное в декабре 2000 года на базе отдела торговых систем фирмы "1С-Рарус". "Астор ВЦ" занимается автоматизацией деятельности предприятий с использованием программных продуктов фирмы "1С". В настоящее время клиентами "Астор ВЦ" являются около тысячи предприятий России и стран СНГ. Компания имеет статус "1С:Франчайзи", официального партнера компаний "Сервис Плюс" и UCS. |
Кроме того, практически каждый год происходят изменения в бухгалтерском учете. В соответствии с этим меняется модуль "Бухгалтерский учет", что не может не повлечь за собой регулярные изменения во всей системе.
Для предоставления консолидированной информации о совершенных хозяйственных операциях за день в подразделениях создан специальный документ "Сводные бухгалтерские проводки". Этот документ как раз поступает в главный офис компании для последующего отражения в бухгалтерском учете.
Технологически автоматизированная система сети универсамов "Патэрсон" представляет собой распределенную систему, использующую единую общую базу данных, единый справочник номенклатуры, насчитывающий около 60 тысяч наименований. Каждый магазин реализует обязательный ассортиментный минимум товаров, вместе с тем имея свои особенности. С единой информационной базой данных могут одновременно работать пользователи нескольких подразделений сети.
Если к уже существующей номенклатуре товаров прибавляется новый, то в центральном офисе на него заводится электронная карточка товара, куда заносятся все необходимые для учета данные. Затем они попадают в центральную базу данных и становятся доступны для всех магазинов сети. На следующий день поставщик может привезти новый товар, который сразу поступает в продажу. Далее все происходит по традиционной цепочке.
"Астор ВЦ" разработала схему формирования заказов либо на основе данных о закупках и продажах данного товара за выбранный интервал времени, либо по минимальному остатку на складе; причем менеджеры по закупке имеют возможность корректировать заказ вручную. Поступающие из магазинов заказы регистрируются в центральном офисе. На их основе составляются заказы поставщикам, которые также регистрируются. Приход товара от поставщика или перемещение товара с главного склада в магазин целиком или частично снимает заказ с регистрации.
Для решения задач, связанных с производственной деятельностью, кроме типовых модулей системы "1С:Предприятие" сеть универсамов "Патэрсон" использует модуль "Производство", разработанный компанией "Астор ВЦ" под специальные требования заказчика. Этот модуль встроен в конфигурацию "Астор:Торговый Дом".
В модуле "Производство" реализована схема производства готовой продукции и полуфабрикатов. Для отображения и хранения информации о составе готовой продукции создан дополнительный документ "Калькуляционная карта", причем в системе может быть несколько калькуляционных карт на одну номенклатурную единицу готовой продукции. Карта, активная на данный момент, выбирается по справочнику "Номенклатура" в карточке готовой продукции. Списание составляющих производства происходит автоматически на основании калькуляционной карты при проведении следующих документов: Z-отчет, расходная накладная, перемещение-расход. Кроме того, для отражения товарооборота в производстве имеется набор соответствующих отчетов.
С точки зрения аппаратного обеспечения каждый универсам сети "Патэрсон" имеет свою локальную сеть, насчитывающую в среднем 20 компьютеров. Из них один сервер, кассовые машины, три компьютера на дебаркадере. Здесь нельзя не отметить любопытную особенность используемой техники: кроме кассовых машин производства Siemens Nixdorf, все остальные компьютеры и серверы - отечественной сборки. По словам Андрея Титова, данная техника по соотношению цена/качество вполне приемлема для работы в данной системе. Кроме компьютерного оборудования в автоматизированной системе используются электронные весы CAS и DIGI, а также сканеры штрих-кодов Metrologic.
Администрирование локальной сети универсама обычно осуществляет один человек - системный администратор. Численность отдела АСУ центрального офиса сети универсамов "Патэрсон" - всего 4 человека, что говорит о надежности работы системы и эффективном управлении персоналом.
Основной обмен данными осуществляется через Интернет. Пересылаемая информация не является целостной, а представляет собой некие ссылки, описанные в базах данных. Такой способ передачи данных, плюс уровень безопасности, заложенный в применяемой ОС Windows NT 4.0, оказываются достаточными для безопасного использования Интернет в качестве канала пересылки корпоративной информации.
Планы развития
В планах руководства сети универсамов "Патэрсон" - открытие своего сайта в Интернете; это должно произойти в конце марта. Помимо текущей информации, на сайте будет развернута электронная торговля товарами, продающимися сегодня в универсамах. Правда, и сейчас поклонники продукции, реализуемой системой магазинов "Патэрсон", могут воспользоваться услугой заказа товаров через Интернет. Данную услугу предлагает компания Cumularo OY - Интернет-провайдер, работающий в Марьино, - через свои электронные магазины www.irm.ru. Оказывается, что покупатели даже тех районов Москвы, где нет универсамов "Патэрсон", благодаря Интернету знают эту торговую марку и с удовольствием приобретают товары с доставкой на дом.
Кроме электронного планируется открытие традиционных магазинов сети "Патэрсон" - в Коломенском и Люберцах. Они также будут включены в общую автоматизированную систему, а на местах их деятельность будет автоматизирована путем внедрения того же набора программных продуктов, что и во всех остальных, - "1С:Предприятие 7.7".
"Патэрсон" |
Ирландская фирма, имеющая представительство в России. Занимается продвижением на рынке российских товаров. Сеть магазинов "Патэрсон" начала свою деятельность в Москве в 1997 году. На сегодня их открыто четыре плюс центральный офис в Марьино. Готовятся к открытию еще два магазина в Коломенском и Люберцах.
Система супермаркетов "Патэрсон" представляет собой классическую торговую сеть с централизованным управлением. |