На вопрос «Нужно ли сегодня изучать компьютер в школе?» каждый наверняка ответит: «Обязательно!». Однако, как это делать, чему, собственно, ребенка в школе нужно научить, в нашей стране даже среди учителей и методистов знают очень немногие. Внутреннее устройство вычислительной машины, программирование — эти темы, обязательно входящие в набор изучаемых на уроках информатики, скорее всего, так и не будут востребованы большинством учеников после окончания средней школы, а в мироощущении школьника компьютер навсегда останется сложной, непонятной вещью.
Решение проблемы внедрения компьютера в школьную жизнь совсем не очевидно. Наверняка до того, как оно будет найдено, пройдет не один год, несколько поколений выпускников покинет школу. Правда, отдельные положительные примеры использования компьютеров в области среднего образования в нашей стране уже есть. Например, в Камчатской области более пяти лет идет реализация программы компьютеризации средних учебных заведений. За это время современной техникой были укомплектованы 72% школ региона, а в сельских районах этот показатель достиг даже 80%.
Профиль клиента |
Организация: Управление образования Камчатской области Местонахождение: Руководитель: Проблема: |
Профиль партнера |
Компания: DPI Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Профиль партнера |
Компания: КИТЦ Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Из серых будней
В 1995 году в большинстве компьютерных классов в школах региона стояли старые «советские» «Электроники» и УКНЦ, которые не только не соответствовали тогдашнему уровню развития вычислительной техники, но и противоречили всем санитарным нормам. Вопрос технического оснащения компьютерных классов встал очень остро: либо заменить машины в школах, либо преподавать информатику без использования вычислительных средств, что практически равносильно тому, чтобы прекратить ее изучение.
Администрация области решила тогда, что компьютеры в школе быть должны. А к решению проблемы закупки техники чиновники подошли на удивление творчески — уж если тратить деньги на столь неочевидно необходимую вещь, как компьютер, нужно сделать все, чтобы вложенные средства не пропали даром. Техника должна работать, а значит, ей нужна техническая поддержка и постоянное обновление установленного ПО. Кроме того, должны быть учителя, которые на этой технике смогут работать. Следовательно, необходимо обеспечить подготовку преподавательского состава. Вооружившись таким комплексным взглядом на проблему, областное управление образования занялось поиском поставщика техники.
Сопротивляясь большинству
Камчатка — самый далекий российский регион, и живущим здесь людям приходится рассчитывать только на собственные силы. Возможно, поэтому выбранное решение оказалось довольно оригинальным. Администрация области для всех школ региона стала централизованно закупать далеко не самую популярную в России технику — компьютеры Apple. Несмотря на то, что на родине этих компьютеров, в США, более 60% школ используют в учебном процессе машины, украшенные надкушенным разноцветным яблоком (логотипом Apple), в нашей стране лишь немногие учебные заведения решаются перейти на эту платформу.
Тем не менее для Камчатки компьютеры Apple оказались единственно приемлемыми. «Только компания DPI предложила нам комплексное решение, — вспоминает начальник управления образования области Николай Жеребцов. — Компьютеры Apple поставлялись полностью укомплектованными программным обеспечением, предназначенным для изучения не только информатики, но и других школьных предметов». «Представляете, еще в 1995 году мы получили не просто компьютер, а целый мультимедийный комплекс, — вторит ему заведующая кафедрой информатики областного Института повышения квалификации Татьяна Шатунова, — встроенные микрофон, наушники, видеокамера существенно расширили возможности компьютера».
DPI |
Российская дистрибьюторская компания, специализирующаяся на поставках компьютерного оборудования и издательских систем, была создана в 1995 году. DPI имеет 10 прямых соглашений с известными западными производителями компьютерной техники. В частности, компания является эксклюзивным дистрибьютором компьютеров Apple в России, Белоруссии, Армении и Грузии. Как официальный представитель Apple в России DPI развивает многолетние традиции этой фирмы по поддержке образования и помогает российским школам в оснащении современным компьютерным оборудованием и учебным программным обеспечением, а также методическими рекомендациями по использованию компьютеров в учебном процессе. Для реализации комплексных проектов информатизации учебных заведений в компании DPI создан специальный отдел образования. |
Весьма кстати оказалась и помощь компании DPI (http://www.dpi.ru) в подготовке преподавателей и разработке методических пособий. Продолжая традиции Apple, уже более 20 лет фокусирующей свое внимание на рынке образования, DPI считает необходимым одновременно с компьютерами поставлять в школы средства, которые заставляют технику в полной мере работать на учебный процесс. Обучающие программы, предназначенные для использования в школе, адаптировали для России и перевели на русский язык сотрудники московского Института новых технологий образования. С их помощью также были разработаны рекомендации по организации учебного процесса с применением компьютеров Mac, причем на уроках не только информатики, но и других дисциплин. При такой заботе о качестве учебного процесса, школам, закупающим в DPI компьютеры — самые современные, что, по мнению Apple, для системы образования просто необходимо, — предоставляется специальная академическая скидка.
Координацию поставок техники, дальнейшую ее техническую поддержку взяла на себя петропавловская фирма КИТЦ. Поскольку в настоящее время машины установлены в большинстве школ региона, многие из которых удалены на сотни километров от Петропавловска-Камчатского, Алексею Наголову, инженеру фирмы, ответственному за образовательный проект, приходится поддерживать огромный территориально разрозненный компьютерный парк. При этом Алексей остается одним из самых преданных поклонников компьютеров Apple: «Технику, которую мы поставляем в школы, без преувеличения можно назвать самой надежной. Из 500 машин, привезенных за 5 лет на Камчатку, только две пришлось ремонтировать. Объединение компьютеров в сеть, установка ПО — задачи, решение которых вполне может взять на себя учитель. Многие из них даже удивляются, как легко это сделать. Наши компьютерные классы практически без проблем работают в самых удаленных сельских районах».
Камчатке повезло и с решением вопроса подготовки учителей. Этой проблемой, а также разработкой методических пособий по преподаванию информатики, занялся областной Институт повышения квалификации (ИПК). На кафедре информатики института работают действительно влюбленные в свое дело люди. «Татьяна Павловна (зав. кафедрой информатики — EP) по настоящему увлечена своей работой, — считает преподаватель петропавловской средней школы № 27 Людмила Попова. — Благодаря ей мы регулярно встречаемся на кафедре, обсуждаем свои проблемы, делимся опытом — в неформальной и в то же время не домашней обстановке. Такая помощь для нас особенно важна».
Провинция Mac
Камчатка — далеко не самый богатый регион России. Сообщения о перебоях с подачей электроэнергии, наряду с такими традиционными российскими проблемами, как низкая заработная плата и недостаток бюджетных средств, заставляют задуматься о том, оправданы ли затраты на закупку компьютеров на Камчатке. «Да как же без этого? — удивляется Николай Жеребцов. — Сегодня компьютер, как карандаш или линейка, просто необходим в процессе обучения. Может быть, стоило потратить те же средства на закупку учебников или бесплатное питание школьников, как делают другие, но ... Сегодня мы эти деньги проедим, а завтра прогресс уйдет так далеко, что мы попросту его не догоним».
Проект продолжается уже довольно долго, и выбор Камчатки прошел испытание временем. Правильность найденного пять лет назад решения до сих пор не вызывает сомнений ни у участников процесса обучения в регионе, ни у постороннего наблюдателя. Ежегодно администрация области выделяет 4–5 млн. рублей на закупку компьютерной техники. При этом компьютерный парк только пополняется. «Купленные еще в 1995 году компьютеры не только работоспособны, — считает директор КИТЦ Александр Аксенов, — их еще и по сей день можно полноценно использовать в учебном процессе. Сейчас самые первые наши машины мы передаем в детские сады, где они еще как минимум пару лет послужат дошкольникам».
Деньги на компьютеризацию школ выделяются регулярно, причем техника закупается самая современная, предпочтение отдается последним моделям. В начале нынешнего учебного года новые компьютеры получили еще 11 камчатских школ — разноцветные iMac пришли в поселки Лазо, Ключи, Усть-Большерецк. Примерно половина новых компьютеров осела в областном центре. А в октябре в рамках программы «Дети Севера» на Камчатке появилось еще два компьютерных класса, по традиции укомплектованных техникой Apple. Прозрачные шары iMac, пожалуй, впервые забрались так далеко от столицы — часть из них отправилась на Командорские острова, другие установлены в поселке Анавгай.
Простота техники Apple, ее широкие возможности в немалой степени способствовали тому, чтобы информатика из обычного школьного предмета превратилась в творческий процесс. Помимо обязательных норм преподавания информатики, практически никаких рекомендаций по методике изучения данного предмета на Камчатке (как, впрочем, и во всей стране) не было. Ответы на большинство вопросов учителям области приходилось искать самостоятельно, рассчитывая в основном на собственный опыт. Помогает, безусловно, компания DPI, не забывающая о своих постоянных клиентах. Однако поддержки поставщика техники преподавателям информатики было явно недостаточно. Не имея возможности слетать на континент или получить необходимую специальную литературу, учителя Камчатской области ощущают недостаток свежей информации из центра. При этом результат некоторой обособленности оказался скорее положительным: совместная творческая работа сплотила учителей, и на Камчатке сформировалось некое профессиональное сообщество.
«Каждый из учителей преподает свой предмет по-особому, — рассказывает Татьяна Шатунова. — Буквально каждый день они приходят ко мне со своими предложениями и идеями. Как только компьютеры Macintosh, iMac появились в областных школах, у наших учителей зажглась какая-то искорка». Совместными усилиями учителя информатики и сотрудники ИПК разработали методические пособия по преподаванию информатики в школах области и рекомендации по использованию компьютерной техники на уроках по другим предметам.
Сегодня на Камчатке каждый учитель, получающий компьютерный класс, проходит обязательное обучение в ИПК. По собственному опыту Татьяна Павловна знает, что освоить компьютеры Apple может практически любой учитель: «В сельских школах нередко преподавателем информатики становится учитель истории или биологии. Но я уже точно знаю, что буквально после нескольких уроков практически каждый из них не только в состоянии осилить эту технику, но просто влюбляется в нее».
«Вот только местный пединститут нас не поддерживает, — сетует зав. кафедрой информатики камчатского ИПК, — предпочитает закупать лишь IBM-совместимую технику. Понятно, многие их студенты не собираются работать в школе. Но те, кто все же становятся учителями, оказываются неготовыми к встрече с Mac и относятся к этой технике с некоторым пренебрежением».
Действительно, при всей привлекательности компьютеров Apple один, достаточно серьезный, на первый взгляд, недостаток у этой техники есть: при всем своем дружелюбии и простоте Mac все же отличается от ставшего традиционным PC. Многие ученики камчатских школ, наряду с изучением компьютеров Apple, имеют опыт общения с IBM-совместимым компьютером и довольно легко могут сравнить две платформы. Некоторые после знакомства с Mac остаются приверженцами этой техники на всю жизнь. Другие — и таких большинство — предпочли бы купить себе домой традиционный PC. При этом все они в один голос утверждают, что после Mac с легкостью освоили IBM-совместимые компьютеры. Очевидно, что камчатские школьники на занятиях по информатике получают еще один очень важный урок — приобретают умение формировать собственное мнение по отношению к компьютеру, сравнивать достоинства и недостатки разных предложений и, отказываясь от стереотипов, выбирать оптимальное решение.
Казалось бы, в камчатских школах сложилась просто идеальная ситуация с использованием компьютерной техники, особенно по сравнению с общей картиной по стране. Однако учителя информатики на полуострове предпочитают говорить о недостатках. «Один компьютерный класс на школу — это очень мало, — считает учитель информатики школы № 7 города Елизово Владимир Шевко. — Сорок минут в неделю, да еще сменяя друг друга за одной машиной... По-моему, этого недостаточно. Как в одном компьютерном классе можно наладить использование компьютера в программе изучения других предметов? Мы, конечно, пытаемся что-либо сделать, но машинного времени просто физически не хватает. Нам нужен Интернет, если мы собираемся строить действительно открытое общество. Обмен опытом, причем не только в регионе, но и с Москвой, и с Америкой тоже просто необходим». Решение всех этих проблем — в планах администрации области. И первая из поставленных задач — объединение школ области посредством интрасетей и обеспечение им доступа в Интернет.