Бюджетная политика, налоговая политика, управление внутренним и внешним долгом, отраслевое финансирование, финансирование государственного аппарата, макроэкономическая политика и банковская деятельность, страховой надзор, государственный финансовый контроль и аудит — мы только начали перечислять сферы действия Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Впрочем, все это можно выразить и гораздо короче. «У Министерства финансов всего две задачи, которые очень легко сформулировать, но не так легко автоматизировать, — говорит Грант Лалаев, руководитель Информационно-технического департамента Министерства финансов России, — это составление бюджета и его исполнение. В выполнении обеих задач в той или иной степени участвуют все департаменты министерства. Бюджетный департамент занимается задачами, связанными с бюджетом в целом; отраслевой департамент решает задачи, соответствующие отраслевым бюджетам. Есть проблемы, связанные с внешним долгом, с внутренним долгом, есть вопросы макроэкономики... Информационные технологии должны поддерживать принятие решений на всех стадиях».
Согласно Бюджетному кодексу РФ, финансированием расходов бюджетополучателей и сбором доходов в бюджет занимается федеральное казначейство. Все платежи в бюджет и все выплаты бюджетным организациям должны происходить через федеральное казначейство. Налогоплательщики перечисляют налоги на казначейские счета, часть доходов идет в местный бюджет, часть — в федеральный. Бюджетополучатели на основании своих смет требуют в казначействе оплату расходов. Все это выливается в огромное количество функций — надо контролировать сметы, регистрировать доходы, учитывать расходы, вводить уточнения и т.п.
«Кроме того, работа Министерства финансов — это далеко не только работа его центрального аппарата, — продолжает г-н Лалаев. — Исполнением бюджета, т.е. исполнением доходов и реализацией расходов, занимаются подведомственные управления — казначейства, контрольно-ревизионные управления, управления страхового надзора». Всего насчитывается 89 управлений федерального казначейства (по числу субъектов федерации) и более 2000 отделений федерального казначейства (практически, в каждом районе).
Заметим, что кроме федерального бюджета существуют бюджеты субъектов федерации и муниципальные бюджеты. Исполнение этих бюджетов полностью организуется и контролируется органами региональной и местной власти. Бюджетный кодекс описывает для них только форму исполнения бюджета, но не процедуру. В значительном количестве регионов функции исполнения бюджета передаются федеральным органам власти, в ряде регионов создаются собственные казначейства и принимаются собственные процедуры работы, создаются собственные подразделения финотделов, реализующие казначейскую схему. Что касается муниципальных бюджетов — ситуация еще более запутанная... Но — «как правило, местные органы власти предпочитают, чтобы исполнением бюджета занимались федеральные органы власти, и закон предписывает федеральным органам в этом случае не отказывать», — объясняет Г. Лалаев.
Программные продукты, разработанные для Министерства финансов, естественно, поддерживают только те процедуры, которые приняты для исполнения федерального бюджета. «На сегодня автоматизировано исполнение всех существующих нормативных документов, определяющих процедуры исполнения бюджета», — говорит Грант Лалаев.
Одним из таких программных продуктов, широко используемым в территориальных органах Министерства финансов Российской Федерации, является пакет «Смета-W», существующий сегодня в двух версиях. Старая версия была разработана в технологии «файл-сервер» с использованием Visual Basic. Новое клиент-серверное ПО автоматизации работы казначейства «Смета-WM» на базе Microsoft BackOffice Server 4.5 (SQL Server 7.0 и Windows NT Server 4.0) разработано для Министерства финансов компанией «ЛайтНет Консалтинг». Масштабного перехода на новую версию пока нет, что в значительной степени объясняется слабостью компьютерного парка.
В типовом варианте обслуживается от 40 до 60 рабочих мест, в больших управлениях система способна работать со 100-200 рабочими местами.
К лету 2000 года ПО «Смета-WM» прошло опытную эксплуатацию в пяти управлениях федерального казначейства — в Липецке, Воронеже, Тамбове, Саратове и Республике Калмыкия. Получено положительное заключение о возможности применения продукта в системе казначейств. На данный решается вопрос о проведении опытной эксплуатации еще в 15 регионах.
Решение об использовании технологий Microsoft было принято 1,5—2 года назад. «Альтернативы на тот момент фактически не было, мы ограничены в средствах, а Oracle — тяжелая и дорогая система, во всяком случае, на тот момент она была существенно дороже, чем Microsoft SQL Server в составе Microsoft BackOffice, при совпадающей функциональности, — говорит Грант Лалаев. — Кроме того, Microsoft SQL Server по определению легко интегрируется с другими продуктами Microsoft». Приобретение комплекса Microsoft BackOffice Server более выгодно, чем приобретение серверных продуктов Microsoft по отдельности, считает гн Лалаев.
Компьютерный парк всех управлений и отделений федерального казначейства составляет, в общей сложности, около 30 тыс. компьютеров, Корпоративным стандартом для рабочих станций является ОС Windows 95, на рабочих местах с повышенными требованиями к защите информации используется Windows NT Workstation 4.0, в качестве серверной ОС применяется Windows NT Server 4.0.
Общее число компьютеров в системе Минфина составит через два года около 45—50 тыс. И еще о планах: «Сейчас идет большой проект по формированию всего ИТ-комплекса, Минфина, связанного с составлением бюджета, — говорит Грант Лалаев, — и весь этот проект ориентирован на использование Microsoft SQL Server». Но об этом — в следующий раз.