Современные «ЛиАЗы» — городские автобусы с удобной низкой ступенькой и просторной задней площадкой —уже привычны на московских улицах. Появляются такие машины и в других городах России.

А ведь всего четыре года назад Ликинский автобусный завод, где эти автобусы производят, был объявлен банкротом, а его производственные цеха находились на грани полной остановки. Именно тогда, в 1997 году, внешним управляющим ЛиАЗа был назначен Николай Петрович Адамов, бывший парторг завода, а в то время депутат Московской областной Думы.

Профиль клиента

Компания:
Ликинский автобусный завод

Местонахождение:
г. Ликино-Дулево Московской обл.

Число сотрудников:
5 тыс. человек

Руководитель:
Николай Петрович Адамов, внешний управляющий;
Александр Михайлович Чернолясов, руководитель Управления информационного обеспечения

Проблема:
Автоматизация процесса конструирования, составления технической документации и технологической подготовки производства

Профиль партнера

Компания:
«Аскон»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Александр Григорьевич Тимошин, генеральный директор «Аскон-М»

Решение:
Внедрение САПР «Компас 5» и САПР технологических проектов «Автопроект»

Наследство новому управляющему досталось тяжелое. Достаточно сказать, что за восемь месяцев 1997 года один из самых больших в Европе автобусных заводов выпустил всего 15 машин. Цеха фактически не работали, зарплата сотрудникам не выплачивалась более года.

Простейший выход из кризисной ситуации — привлечь иностранных инвесторов, которые профинансируют подъем предприятия из руин. И хотя, по мнению г-на Адамова, это способ, мягко говоря, «очень спорный», он все же пригласил в Ликино-Дулево представителей европейских автобусных заводов в надежде получить необходимые средства. Однако желающих взвалить на себя столь крупное предприятие (по европейским меркам, такое большой завод не может быть рентабельным) так и не нашлось, и ЛиАЗу пришлось пойти по иному пути.

Заручившись «политической» поддержкой органов региональной власти, Ликинский автобусный завод сумел добиться отсрочки выплаты задолженностей по налоговым платежам. Кредиты Пенсионного фонда, а также деньги, выделенные администрацией Московской области, пополнили оборотные средства, и постепенно завод начал возрождаться.

Порядок и экономия

Оказалось, что для восстановления предприятия нужно было лишь взять его в «хозяйские» руки. Урегулировать отношения с партнерами, убедить потенциальных покупателей (а такие были даже в самые тяжелые времена) в том, что продукция ЛиАЗа качественная и покупать ее выгодно, да и просто навести на заводе порядок.

«В 1997 году на заводе по документам работало 5 тысяч человек. При этом задолженность по зарплате была не меньше года, — так описывает Николай Адамов проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться. — Понятно, что многие из этих людей фактически на ЛиАЗе уже не работали — прожить без зарплаты год невозможно. Вот и пришлось нам в определенный момент провести «чистку»: объявить, что кто не выйдет на работу такого-то числа — будет уволен. Так за один день численность персонала завода сразу сократилась на несколько сотен человек».

По мнению г-на Адамова, приведение кадрового состава завода в соответствие с разумными пропорциями и сейчас остается одной из важнейших задач, которые предстоит решить ЛиАЗу: «По статистике на таких предприятиях, как наше, соотношение персонала, производящего материальные ценности, и сотрудников вспомогательных служб должно быть 70 к 30. У нас же и сегодня обслуживающий персонал составляет 55 процентов работающих».

Другая не менее важная задача — снижение издержек в производстве продукции. Нужно сказать, что спрос на городские автобусы в России огромен. В настоящее время около 40 тыс. автобусов во всех регионах нашей страны подлежат списанию. Правда, заменить их полностью пока не представляется возможным. Сейчас закупка подвижного состава финансируется из средств местных бюджетов, при этом вложения в городской транспорт отдачи (в виде физической прибыли) обычно не приносят. Тем не менее сегодня в России уже появилось около 20 регионов, готовых закупать городские автобусы, и многие из них выбирают именно продукцию ЛиАЗа.

Почему? Можно, конечно, рассуждать о качестве этих машин, о долгом сроке их службы, о восьмилетних гарантийных обязательствах завода, но все эти составляющие отходят на второй план по сравнению с ценой на российские автобусы. Машины ЛиАЗа, полностью соответствующие европейскому стандарту, стоят около 2 млн руб. — это как минимум в два раза дешевле любого импортного аналога. Собранный же из отечественных комплектующих автобус, который вполне соответствует запросам большинства российских городов, можно вообще купить за 1 млн. руб.

Отметим, что цена на ликинские автобусы остается неизменной уже на протяжении двух лет, и увеличивать ее в обозримом будущем не планируется. Именно для сохранения этой цены ЛиАЗу уже сейчас необходимо задуматься о максимальной экономии в производстве.

«Процесс восстановления ЛиАЗа мы разбили на три этапа, — поясняет Николай Адамов. — Два из них — запуск производства и выход предприятия на уровень рентабельности – мы уже прошли. Теперь нужно «раскручиваться» — улучшать качество продукции, увеличивать объем, а главное, оставаться в своей ценовой нише».

Решить задачу сокращения издержек, по мнению Николая Адамова, можно только одним способом — внедряя средства автоматизации и современное производственное оборудование. В планах ЛиАЗа — приобретение комплексов лазерной резки и современных гибочных станков, которые позволят сократить целые производственные циклы на соответствующих участках. Новейшие разработки в области сушки окрашенных поверхностей помогут сэкономить за счет расходов на газ. Ну, а автоматизация различных вспомогательных операций, от бухгалтерии до конструкторского центра, позволит сократить обслуживающий персонал завода и оптимизировать производственный процесс.

Даже при такой низкой стоимости труда, как в России, Николай Адамов считает оправданными, с точки зрения сокращения издержек, затраты на внедрение средств автоматизации. «Пусть сегодня я куплю компьютер — заменю двоих человек. Понятно, что за счет их заработной платы эти вложения не окупятся даже в течение года. Но уже через полтора года компьютер начнет приносить реальную прибыль». Финансировать же работы по автоматизации управляющий ЛиАЗа полагает возможным только из прибыли предприятия.

А в том, что касается автоматизации, перед ЛиАЗом стоят глобальные задачи. Несмотря на то, что в свое время завод считался передовым (ЛиАЗ, например, стал первым предприятием отрасли, где была внедрена АСУП), в кризисные времена, естественно, денег на автоматизацию не было — техника не закупалась, ПО не обновлялось. И если производственное оборудование на заводе сегодня остается более-менее современным, то организация работы обслуживающих производство структур, сохранившаяся на уровне начала 90-х годов, выглядит просто архаично.

Автоматизация проектирования — первоочередная задача

ЛиАЗу сейчас приходится одновременно решать сразу несколько задач — обновлять систему телефонии, налаживать сетевую инфраструктуру, разрабатывать Web-сайт для изменения всей структуры маркетинга, автоматизировать бухгалтерский учет и производственные процессы. На следующих этапах предполагается внедрить автоматические системы управления проектами, а затем и систему управления предприятием в целом. Средств на реализацию всех этих планов пока не хватает, поэтому решено было начать с самого важного. Одной из первоочередных стала задача автоматизации процесса проектирования и технологической подготовки производства.

Для ее решения ЛиАЗ обратился к своему давнему партнеру — компании «Аскон», которая первым делом предложила обновить имевшиеся у завода устаревшие версии системы автоматизированного проектирования «КОМПАС» (сейчас у ЛиАЗа есть примерно 30 лицензий на это ПО). Следующий шаг — внедрение системы «Автопроект», которая позволяет автоматизировать работу технолога, сократив тем самым сроки и трудоемкость технологической подготовки производства.

Сейчас «Аскон» и ЛиАЗ занимаются внедрением нового продукта и обучением персонала. Причем обучение, по мнению руководителя Управления информационного обеспечения ЛиАЗа Александра Чернолясова, — задача не менее важная, чем внедрение продукта. Дело в том, что в кризисные времена большинство сотрудников отделов проектирования и технологической подготовки производства ушли с завода, и сейчас здесь работают в основном молодые специалисты. Использование современных технологий, помимо своей основной функции, позволяет заинтересовать молодых ребят, привить им вкус к этой работе и тем самым удержать их на предприятии.

«Аскон»

http://www.ascon.ru

Российская компания, специализирующаяся на поставке комплексных решений CAD/CAM и инженерного документооборота. Основана в 1989 году. Направления деятельности компании: разработка программного обеспечения в области автоматизированного проектирования и комплексная автоматизация проектно-конструкторских и технологических работ на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. Основной продукт «Аскона» — комплекс ПО «КОМПАС 5». В штате компании в настоящее время более 70 человек. Дилерская сеть насчитывает более 30 авторизованных партнеров. Среди заказчиков «Аскона» — автомобильные, тракторные, машиностроительные, авиазаводы, нефтегазовые и нефтеперерабатывающие предприятия, металлургические комбинаты (всего более 950

ЛиАЗ собирается и дальше развивать графические системы и автоматизированное моделирование. Следующий шаг в этом направлении —внедрение систем SolidWorks и «КОМПАС 3D”, которые обеспечат совершенно новый уровень конструкторских работ. «Если внимательно посмотреть на ликинские автобусы, сразу видно, что они сделаны в старой версии «КОМПАСА», — объясняет заместитель директора «Аскона» Игорь Кочетков. — Новые модели ЛиАЗа, которые будут создаваться с использованием систем трехмерного проектирования, наверняка приобретут более округлые формы, станут более современными и презентабельными. Причем со стороны завода никаких специальных затрат это не потребует».

Ликинский автобусный завод

Создан в 1956 году в результате перепрофилирования расположенного в городе Ликино-Дулево машиностроительного завода на производство городских автобусов. Первый городской автобус сошел с конвейера «ЛиАЗа» в 1959 году, и в течение следующих 40 лет завод выпустил около 300 тысяч машин. В 1990–91 годах «ЛиАЗ» выпускал около 11 тысяч автобусов в год. С 1994 года производство на предприятии начало резко сокращаться, а в 1996 году «ЛиАЗ» фактически был признан банкротом. С августа 1997 года на заводе введено внешнее управление. В третьем квартале 2000 года предприятие вышло на уровень рентабельности и показало первую прибыль. В этом году на «ЛиАЗе» будет произведено около тысячи автобусов.