Знакомьтесь: СФТО
С железными дорогами имел дело, наверное, каждый россиянин - соответственно каждый может представить себе масштабы и сложность структуры, подведомственной Министерству путей сообщения. Но если обычным пассажирам практически не приходится вступать ни в какие отношения с министерством, то перевозка грузов всегда была сопряжена с множеством организационных проблем. Впрочем, сейчас решение многих из них существенно упростилось благодаря тому, что три года назад в рамках МПС создана система фирменного транспортного обслуживания (СФТО). Как говорит само это название, система отвечает за всевозможные аспекты обслуживания клиентов в сфере грузовых перевозок.
ЦФТО МПС |
Центр фирменного транспортного обслуживания - департамент МПС РФ, руководящий 17 дорожными центрами и сетью из примерно 500 региональных агентств в системе фирменного транспортного обслуживания по железнодорожным грузовым перевозкам. |
Создание СФТО позволило организовать во всех регионах удобную систему оформления заказов, избавившую клиентов от необходимости обращаться в различные структуры министерства. Организационно система включает Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) в Москве, имеющий статус департамента МПС, и подчиненные ему дорожные (т. е. относящиеся к конкретным железным дорогам) центры (ДЦФТО) - они имеются на каждой из 17 дорог России. В свою очередь дорожные центры организуют работу региональных агентств, непосредственно взаимодействующих с клиентами; таких агентств насчитывается порядка 500.
СФТО обеспечивает взаимодействие служб МПС с десятками тысяч клиентов, организуя грузопотоки во внутреннем, межгосударственном и международном сообщении и решая при этом сложнейшие финансово-экономические задачи. Естественно, что функционирование такой системы сегодня немыслимо без мощных компьютерных технологий.
Задачи информатизации
Опыт показывает, что в крупных государственных структурах, многие из которых создавались еще во времена СССР, внедрение высоких технологий зачастую происходит трудно, отчасти из-за масштабов организаций и груза накопленных морально устаревших технологических разработок, отчасти из-за ограниченного финансирования, отчасти по причинам психологического и политического свойства. В некоторой мере это относится и к СФТО, однако по ряду аспектов ее можно назвать приятным исключением из общего правила. Концепция СФТО разрабатывалась в середине 90-х, когда необходимость информатизации была уже очевидна, поэтому в руководящих документах МПС РФ, посвященных этой системе, было изначально оговорено широкое использование современной вычислительной техники, совместимой с мировыми стандартами. "С самого начала мы пошли впереди остальных департаментов МПС в плане компьютеризации, хотя проблем, разумеется, хватает и в ЦФТО", - говорит Сима Александровна Черткова, главный технолог Центра.
Как правило, основные, первичные задачи при работе с информационными системами связаны с накоплением и систематизацией данных. Так, перед ЦФТО стоят проблемы анкетирования и паспортизации клиентов, включающей учет их потребностей и технических возможностей, а также уже осуществленных перевозок и выполнения договорных обязательств в сотрудничестве с МПС. Большинство клиентов (грузоотправителей и грузополучателей) - это российские организации и компании. Одним из основных источников маркетинговой информации служат сведения, вводимые региональными агентами СФТО при оформлении договоров и заказов на перевозки. Другой важный источник - приобретенная у Госкомстата база данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО).
Анализ накопленных данных позволяет объективно оценить проделанную работу и эффективность тарифной политики с точки зрения роста объемов перевозок, выработать прогноз этих объемов и доходов от обслуживания клиентов. По словам г-жи Чертковой, при создании информационно-аналитического инструмента необходимо предусмотреть множество нюансов: "В числе прочего мы должны иметь возможность быстро определить, где, когда и сколько продукции определенного вида было поставлено и перевезено. Кроме того, нам приходится учитывать действие так называемых исключительных тарифов, которые иногда вводятся по тем или иным причинам, например, в связи с сезонными колебаниями спроса на перевозки. Предложения о временном введении таких тарифов представляются на утверждение Межведомственной комиссии при правительстве РФ, и их учет существенно усложняет задачу анализа исполнения заявок и прогнозирования объема работ и доходов. Кроме того, мы обеспечиваем информацией аппарат МПС и формируем аналитические материалы для системы поддержки принятия решений. При этом 80% запросов к базам данных могут быть известны заранее, но именно остальные 20% оказываются критическими по срокам и степени важности. Это обуславливает дополнительные требования к информационной системе".
Методы аналитики также широко используются при разработке планов грузовых перевозок - отдельно по дорогам, роду груза, роду подвижного состава и т. д.
Задача информатизации распадается на организационную и технологическую составляющие, причем в случае СФТО организационная играет исключительно важную роль, поскольку речь идет о стратегической отрасли с точки зрения национальной безопасности. Внедрение в МПС новых технологий, в частности, связанных с Интернетом, сдерживается недостатком программных средств и технических решений, сертифицированных Гостехкомиссией при Президенте РФ и ФАПСИ.
"Крупные клиенты, скажем, нефтеперерабатывающие или алюминиевые заводы, должны иметь возможность из своих корпоративных АСУ входить в нашу отраслевую информационную систему, чтобы сократить трудозатраты и ускорить прохождение заявок на перевозку грузов и формирование перевозочных документов. И здесь очень остро встает вопрос защищенности данных, - рассказывает Сима Черткова. - Технологические решения практически готовы. Мы уже сейчас могли бы предоставить заказчикам программно-технические средства (АРМ клиента), во многом просто идентичные рабочим местам наших агентов. Клиенты сами очень заинтересованы в налаживании электронного взаимодействия с нами, даже готовы финансировать создание необходимой инфраструктуры. К счастью, в отношениях с ФАПСИ намечаются положительные сдвиги, и до конца года мы рассчитываем преодолеть и организационные трудности".
Создание информационной системы
В информационной системе МПС исторически применяются разнообразные вычислительные средства, функции которых, как это нередко бывает в крупных организациях и компаниях, частично пересекаются. Традиционно в качестве инструмента для работы с данными на всех уровнях иерархии СФТО - от Центра до агентов на местах - применяется СУБД Oracle. Все сотрудники подключены к единой корпоративной БД. Рабочие места региональных агентов СФТО оснащены современными программными средствами. Однако на станциях для ввода первичных сведений о перевозках используются DOS-программы, причем нередко это собственные разработки сотрудников железнодорожных служб.
Поскольку для хранения данных в системе используется СУБД Oracle, то отдел методологии и развития ЦФТО рассматривал вариант внедрения пакета Oracle Discovery, но по совокупности параметров он не подошел. В результате сотрудничества МПС с представительством компании SAS Institute весной этого года в министерстве было введено в действие хранилище данных, построенное на базе ПО этой компании. Система SAS обладает хорошей функциональностью, однако стоимость закупки и сопровождения ее очень высока. Для бюджетного предприятия оснащение сотен клиентских рабочих мест такими программами - серьезная проблема.
Полтора года назад поиск приемлемого по цене и в то же время гибкого и функционального средства решения задач информационного анализа привел ЦФТО к сотрудничеству с компанией "Терн", продвигающей на российском рынке ПО фирмы Business Objects. Отличительная особенность этого ПО - удобная система генерации отчетов с использованием так называемого семантического слоя (представления на естественном языке сложной информации из разнородных источников). В начале 1999 года компания "Терн" в сотрудничестве с отраслевыми проектными организациями выполнила в ЦФТО ряд пробных проектов, а с мая по сентябрь того же года провела в Центре работы по внедрению системы генерации отчетов BusinessObjects. С ее помощью решаются задачи анализа и планирования грузоперевозок.
В настоящее время завершается пилотная стадия проекта внедрения аналитической системы на базе BusinessObjects. Система сейчас применяется не только в ЦФТО, но и в ряде других департаментов и управлений МПС.
"Уже на первом этапе развертывания аналитической системы нам нужно организовать триста с лишним рабочих мест, и соответственно, приобрести такое же число клиентских лицензий, - говорит г-жа Черткова. - В дальнейшем, возможно, это число возрастет до нескольких тысяч: у сотрудников дорожных служб, агентской сети и отраслевых специалистов очень велика потребность в аналитических средствах".
Внедрение системы BusinessObjects и построение хранилища данных в МПС позволило консолидировать данные из различных источников. Пока система применяется в СФТО в основном для анализа грузопотоков. В ходе решения этой задачи с помощью системы было создано около 100 специализированных справочных и аналитических документов.
Помимо основного модуля (собственно BusinessObjects), в различные подразделения министерства, в том числе в ЦФТО, были поставлены модули для разработки семантического слоя (Designer), создания единого корпоративного репозитария (Supervisor), организации автоматического выполнения заданий (Broadcast Agent), доступа к данным из приложений Excel (BusinessQuery for Excel) и аналитического исследования зависимостей (BusinessMiner).
Компания "Терн" провела обучение специалистов проектной организации МПС и ряда ключевых пользователей в ЦФТО. Обучение проходило на территории заказчика по фирменной программе, разработанной компанией Business Objects. Сейчас ведутся работы по тиражированию системы в регионах для обеспечения более тесной интеграции подразделений МПС. С этой целью планируется обучение небольших групп или отдельных пользователей из подразделений министерства и ЦФТО, использующих маркетинговую информацию о грузовых перевозках.
"Терн" |
Компания "Терн" основана в 1990 году. Эксклюзивный дистрибьютор ПО Business Objects в России. Осуществляет также поставку и техническое сопровождение ПО Informix, SCO, SunSoft, Tecsys и других фирм. Компания имеет основной офис в Москве и филиал в Перми. |