Зеленые кенгуру бывают только на картинках, скажете вы. И действительно, огромный, нарисованный сначала на плакате, а потом на стене здания зеленый кенгуру с галстуком-бабочкой на шее, весело улыбаясь, встречает всех при входе в гипермаркет «Рамстор». Это логотип турецкой торговой компании Ramenka.

«Рамстор»
http://www.ramstore.ru
Торговой сетью гипермаркетов (или моллов, как их называют во всем мире) «Рамстор» владеет турецкая компания Ramenka. Кроме магазина на Шереметьевской, гипермаркеты «Рамстор» имеются в Москве на Ярцевской улице, на улице Красного Маяка, Краснобогатырской и Митинской.

Зеленый кенгуру знаком многим москвичам, так как «Рамстор» — это сеть гипермаркетов в разных районах города. Наш рассказ о том из них, что расположен на Шереметьевской улице. Если ехать с работы из центра города на север, то магазин находится сразу после моста через железную дорогу, справа по ходу движения, что очень удобно.

Забота о покупателе чувствуется еще до входа в магазин: перед ним организована вместительная автостоянка. Более того, в двух шагах — автозаправочная станция. Автостоянка оказывается весьма кстати, потому что выйти из «Рамстора» с одной покупкой просто невозможно — в нем есть буквально все, и на выходе обнаруживается, что покупки занимают несколько увесистых сумок, которые под силу довезти домой только на автомобиле.

На первом этаже гипермаркета — огромный торговый зал, сочетающий в себе гастроном, в котором можно найти самые изысканные продукты и приправы, и несколько отделов универмага с недорогими товарами. На втором и третьем этажах расположились многочисленные магазинчики и бутики, кафе и многозальный видеокинотеатр «Каро-Фильм». С этажа на этаж можно переместиться как на эскалаторе, так и в кабине лифта с прозрачными стенками. Гипермаркет поражает и обилием товара, и какой-то особой атмосферой праздника, которую сразу ощущает каждый вошедший. И создает ее в первую очередь сервис, предоставляющий нам право выбора.

С точки зрения информационной поддержки различные стороны этого сервиса обеспечивает прежде всего комплексная АСУ, а также мобильная сотовая связь. Последняя услуга напрямую обращена к посетителям «Рамстора»: с помощью сотового телефона очень просто найти друг друга в огромном магазине или быстро посоветоваться с мужем или женой о том, что, например, купить сегодня на ужин. Именно об этой составляющей современного сервиса и пойдет дальше речь.

На верхних этажах здания пользоваться сотовым телефоном можно без проблем благодаря стеклянным конусам на крыше «Рамстора» и наличию неподалеку базовой станции сети «Би Лайн». Но на первом этаже бетонные перекрытия высоченного потолка препятствуют нормальному прохождению сигнала. Замеры показали, что его уровень ниже -104 Дбм (при допустимом минимуме -100 Дбм). А нет сигнала — нет и полноты выбора, из-за изъянов сервиса страдает покупатель, и уж нет больше яркого праздника.

Компания «ВымпелКом» (ей принадлежит сеть сотовой связи «Би Лайн») предложила руководству гипермаркета простой способ — расположить в торговом зале репитор, подключенный при помощи кабеля к антенне на крыше. Договоренность была достигнута быстро.

«Би Лайн»
http://www.beeline.ru
Сеть мобильной связи под торговой маркой «Би Лайн», созданная компанией «ВымпелКом», начала действовать в Москве с июня 1994 года. В 1995 году по инициативе АО «ВымпелКом» была основана «Ассоциация-800», объединяющая российских операторов стандарта AMPS/DAMPS. По состоянию на 1 июля 1998 года 22 оператора — члена «Ассоциации-800» получили лицензии на использование торговой марки «Би Лайн». На сегодняшний день в сетях «Би Лайн» работает более 800 базовых станций стандарта DAMPS и GSM, проложено около 600 км оптоволоконных и несколько тысяч километров радиорелейных линий связи. По состоянию на 15 апреля 2000 года компания обслуживала в московском регионе 500 тыс. абонентов и имела долю рынка около 45%.

Репитор должен был находиться достаточно высоко, чтобы в его «поле зрения» попадал весь торговый зал — только тогда связь будет качественной. При этом необходимо было обеспечить достаточно простой доступ к устанавливаемой аппаратуре для проведения возможных ремонтных работ.

Чтобы правильно разместить репитор, специалисты «ВымпелКома» воспользовались методикой определения зоны охвата в закрытых помещениях, разработанной в их компании; рабочим инструментом для этого служил прибор Pathfinder компании Atix. Помимо приемника, определяющего уровень радиосигнала и номер базовой станции, он включает в себя систему глобального позиционирования (GPS), позволяющую автоматически накладывать маршрут исследователя на план здания. Этот прибор составляет носимую часть полной системы исследования зон покрытия — имеется еще и стационарная часть, подключаемая к приемопередатчику либо базовой станции, либо репитора. Главный ее компонент — компьютер, который формирует тестовые звонки и в реальном времени выдает отчет о прохождении сигнала в исследуемом здании.

Проанализировав результаты исследований, оборудование разместили на колонне рядом с кассами. Там оно совершенно незаметно, а в случае необходимости до него легко добраться с помощью обычной стремянки. В качестве репитора специалисты «ВымпелКома» выбрали аппарат французской фирмы SAGEM с шаровой диаграммой распространения сигнала. Два небольших ящичка, соединенные с антенной на крыше, обеспечили возможность приема сигнала в двух стандартах — GSM и DAMPS.

Работы велись по вечерам, чтобы не мешать покупателям. После установки репитор заработал сразу. Все вместе заняло полторы-две недели — от первоначальных измерений и договоров до штатной работы всей системы. Стоимость работ составила около 5 тыс. долл.

Замеры уровня сигнала теперь показывают норму, а в некоторых местах — даже максимум. Автор сам прошелся по дальним закоулкам торгового зала и смог убедиться — нигде разговор не прерывается. Вместе с тем репитор полностью экологичен, никакого вредного влияния на человека его сигнал не оказывает.

Имея в виду удобство покупателей, владельцы сети магазинов «Рамстор» в новом гипермаркете, который должен вскоре открыться на Варшавской, намерены уже к дню открытия решить проблему прохождения сигнала сотовой связи во всех торговых залах. В скобках заметим, что «Рамстор» на Варшавской будет самым крупным гипермаркетом в Европе.