Электричество — одна из основ современного мира, поэтому торговцы электрооборудованием в каком-то смысле держат руку на пульсе всей жизни страны, а динамика их бизнеса может служить важным показателем состояния экономики.
Оборот компании ТФС растет на 25–30% в год. Эта компания образовалась в 1990 году и уже более восьми лет является дистрибьютором западных и отечественных производителей электротехнического, установочного и светотехнического оборудования. Среди вендоров ТФС — такие всемирно известные фирмы, как Legrand, ABB, Philips, Prisma, Schneider Electric, Spelsberg, Alcatel, AMP, Vergokan. Всего в каталоге товаров компании более 120 тыс. артикулов.
В структуру ТФС входят один управляющий офис и десять филиалов (три в Москве и по одному в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге). У каждого филиала свой склад, кроме того, есть центральный склад в Москве. Имеются и предприятия розничной торговли, оборудованные кассовыми аппаратами. В настоящее время численность сотрудников компании — около 200 человек, среди которых 25 человек составляют управленческий аппарат.
Вначале была автоматизация склада
Серьезная информатизация ТФС началась в 1995 году, тогда же образовался программно-технический отдел под руководством Андрея Шарова. Именно тогда руководство поставило задачу автоматизации складского учета офисов. Было принято решение разработать программу складского учета собственными силами.
Поясняя решение ТФС, господин Шаров приводит следующие соображения: «У самостоятельной разработки информационной системы несомненно есть свои преимущества. Во-первых, программистам легче в полной мере учесть специфику нужд фирмы. Во-вторых, собственная система, как правило, значительно дешевле, а внесение в нее изменений оказывается быстрым и более простым. Далее, компании легче добиться наилучшего соответствия программных компонентов и имеющегося оборудования, что позволяет оптимизировать затраты (покупка готовой КИС зачастую жестко обусловливает приобретение нового оборудования и системного ПО). Кроме того, поддержку системы осуществляют сами разработчики, и они же, будучи сотрудниками компании, проводят бесплатное обучение персонала. Разумеется, все это требует, чтобы у фирмы были высококвалифицированные IT-специалисты и не было проблемы текучести кадров».
ИС взрослеет
Позднее, с ростом числа филиалов и увеличением объемов реализации товаров, расширялся спектр задач, стоящих перед информационной системой: возникла необходимость включения филиалов в общую корпоративную сеть, создания и поддержки хранилища данных, которое бы обеспечивало управляющий персонал аналитической информацией — для своевременного пополнения складских запасов в филиалах, заказа товаров у поставщиков, анализа роста продаж, подсчета доходности по всей фирме, а также по каждому филиалу, направлению деятельности и по отдельным позициям. Постепенно была построена единая информационная система компании, объединяющая центральный офис, филиалы и торговые точки.
Выбор программных средств и их поставщика производился с учетом специфики задачи. В самом начале было решено остановиться на архитектуре клиент/сервер, а в качестве программной платформы для серверов были использованы операционная система UNIX (SCO Open Server 5) и СУБД Informix, хорошо себя зарекомендовавшие в уже функционировавших к тому времени ИС предприятий ВПК, Центробанка и т..п. На рабочих местах установлены ОС Windows 9x и клиентское программное обеспечение фирмы Informix.
При выборе вычислительных средств сыграли свою роль и исторические контакты сотрудников программно-технического отдела с фирмами — дистрибьюторами различных версий UNIX и реляционных баз данных, функционирующих под управлением ОС этого семейства. Помимо прочего требовалось, чтобы поставщик предлагал все программное обеспечение в комплексе, обеспечивая оснащение серверов и клиентских рабочих мест, а также сетевое ПО, и при этом гарантировал бы поддержку, своевременное обновление версий и другие услуги. Компания искала партнера для долгосрочного сотрудничества. Очень скоро он был найден в лице фирмы «ТЕРН». Квалификация сотрудников этой фирмы, внимательность к клиентам при уяснении проблем, предложение нескольких вариантов решения задач, гибкая ценовая политика — именно это, по мнению руководства ТФС, отличает фирму «ТЕРН».
Одной из самых значимых страниц в истории сотрудничества с компанией «ТЕРН» стало внедрение аналитического программного модуля. До 1997 года проблема получения консолидированных данных решалась в ТФС путем разработки уникальных программ и отчетов, что отчасти удовлетворяло информационный «голод» подразделений.
В связи с ростом числа филиалов и резким расширением информационных потребностей управленческих структур было принято решение о создании хранилища данных и внедрении OLAP-системы (Online analytical processing, аналитическая обработка в реальном времени). Еще в 1997 году ТФС приобрела пакеты Impromptu и PowerPlay фирмы Cognos. На протяжении полутора лет эти средства устраивали компанию, однако они не позволяли работать по IP-сети, а это — весьма серьезное неудобство. Частично проблема была решена с помощью ПО Seagate Crystal Reports Web Server, однако данный инструмент накладывал существенные ограничения на количество пользователей, одновременно запрашивающих данные, причем каждый пользователь для формирования отчета вынужден был вникать в структуру БД.
В ноябре 1999 года по рекомендации компании «ТЕРН» было принято решение о внедрении пакета OLAP-DSS Business Objects, который сочетает в себе большинство возможностей всех современных средств этого класса, обеспечивает безопасность и разграничение доступа к информации, допускает описание семантики бизнес-объектов в терминах русского языка. В результате конечные пользователи получают возможность создавать собственные отчеты в любой удобной форме, не привлекая высококвалифицированных сотрудников.
С помощью интеллектуального модуля WebIntelligence можно размещать отчеты на корпоративном Web-сервере, работающем в среде Windows NT, что фактически предоставляет неограниченному числу пользователей разделенный доступ к данным. Это позволило за довольно короткие сроки обеспечить специализированной комплексной информацией отделы логистики и маркетинга, менеджеров по продаже, руководство филиалов.
Структура информационной системы
В разработанном программно-техническим отделом ТФС комплексе складского учета в настоящее время функционирует пять типовых АРМ: «Директор», «Администратор», «Склад», «Менеджер», «Касса». Количество рабочих мест разного типа внутри филиалов определяется индивидуально.
Обмен данными между торговыми точками и центральным офисом идет в режиме реального времени; раз в сутки автоматически производится сбор статистической и управленческой информации. Программное обеспечение позволяет получать расчет рентабельности по каждой группе товаров. Вся информация, касающаяся приема, оплаты и реализации товаров, вводится регистрирующими системами филиалов (модулями OLTP, Online transaction processing — оперативная обработка транзакций) в соответствующие базы данных, которые отражают текущее состояние заказов и наличие товара на складах. Хранилище данных на выделенном сервере в центральном офисе содержит сведения о товарных остатках по всем филиалам за продолжительный период времени. С этим сервером связан другой сервер, на котором установлена система генерации отчетов Business Objects, позволяющая всем отделам компании получать необходимые данные в нужной форме и с нужной регулярностью (как правило, ежедневно).
Что касается аппаратного оснащения, то и здесь ТФС во многом сумеда положиться на собственные силы: как серверы, так и рабочие станции, входящие в ИС, были в большинстве своем собраны сотрудниками программно-технического отдела ТФС в точном соответствии с нуждами компании. Комплектующие для компьютеров поставляла фирма «Техмаркет», сетевое оборудование — фирмы «Стинс Коман» и MAS Еlektronikhandels. Оборудование и услуги для объединения всех филиалов в корпоративную сеть предоставили фирмы «МТУ-Информ» (для связи в пределах Москвы) и «Совам Телепорт» (связь с иногородними филиалами). В сети, насчитывающей около 180 рабочих станций, работают концентраторы CNet с пропускной способностью 10, 100 Мбит/с, маршрутизаторы Cisco 1600 и 3800 серий. Кроме того, в ходе информатизации ТФС сотрудничала с фирмами Interface, «Кварта технологии» и.др.
Проблемы и планы
Бухгалтерский учет в ТФС ведется с использованием программы «Турбо Бухгалтер». Пока КИС испытывает относительный «голод» в информации об остатках средств на счетах из-за отсутствия надежной связи регистрирующих модулей в филиалах и бухгалтерских модулей «Турбо Бухгалтер». Программно-технический отдел намерен устранить эту проблему в течение 2000 года.
В целом компания собирается затратить в 2000 году около 350 тысяч долларов на развитие информационных технологий, в том числе связанное с ростом бизнеса. Так, ТФС расширяет сеть филиалов как в Москве, так и в регионах, создает специализированный филиал по сборке электрических шкафов и щитов, что, естественно, выливается в приобретение и инсталляцию новых компьютеров, серверов и программного обеспечения. Предусмотрена и существенная модернизация регистрирующих компонентов (OLTP-модулей) информационной системы в филиалах и центральном офисе, расширение и совершенствование хранилища данных (OLAP-модуля) в центральном офисе. Решается задача обеспечения безбумажного обмена информацией между программой складского учета и бухгалтерским пакетом «Турбо Бухгалтер». И, наконец, не желая отставать от новейших веяний, ТФС создает корпоративную Web-страницу, а в перспективе планирует организацию торговли через Интернет.