Российское отделение корпорации Nestle — ООО «Нестле Фуд» — ведет свою историю с 1996 года. Поначалу транснациональный гигант пищевой промышленности был представлен небольшим московским офисом, но вскоре развитие бизнеса привело к открытию региональных офисов, ориентированных на работу с партнерами и продажи, появилась производственная база.
В настоящее время структура представительства компании включает весьма солидный центральный офис (250 сотрудников), 9 региональных торговых офисов (около 200 сотрудников), четыре центра складирования и дистрибуции, 6 фабрик (в основном по производству кондитерских изделий и мороженого) в ряде городов России. Разумеется, эффективное ведение столь сложного бизнеса сегодня невозможно без мощной и отлаженной информационной системы. Разумеется, такая система была создана...
Структура информационной системы
Основа корпоративной информационной системы (КИС) «Нестле Фуд» — вычислительный комплекс нынешнего головного московского офиса компании, оснащение которого аппаратными и программными средствами началось около двух лет назад. Персонал головного офиса работает в локальной сети (250 рабочих станций), использующей оборудование фирмы Cisco и технологии Ethernet и Fast Ethernet; собственные локальные сети есть и в региональных офисах, и на производственных фабриках. Все это объединено в глобальную сеть, в которой действует и корпоративная интрасеть, обеспечивающая сотрудникам доступ к информации посредством Web-технологий.
Выбор ряда основных компонентов КИС был обусловлен корпоративными стандартами Nestle. Так, в качестве серверов баз данных в корпорации используются мощные СУБД DB2 на платформе AS/400 производства IBM. Почта на базе Microsoft Exchange, файловый сервис, служба печати и другие вспомогательные сервисы реализованы на серверах производства Compaq и Dell. Рабочими станциями сети служат компьютеры Dell. И серверы, и клиентские компьютеры работают под управлением ОС Windows NT 4.0.
Помимо СУБД DB2, на которой работают основные коммерческие и финансовые приложения, являющиеся корпоративным стандартом, и которая служит также для организации хранилища данных, в центральном офисе применяются пакеты Microsoft SQL Server, Oracle, SAP R/3. Для обмена информацией с регионами используется технология Microsoft Exchange.
Корпоративная глобальная сеть «Нестле Фуд» использует технологию ретрансляции кадров (frame relay). Соответствующий сервис обеспечивается фирмами «Глобал Один» и «Голден Телеком». Они же предоставляют «голосовые» услуги в регионах. Сеть имеет топологию «звезда» с центром в Москве. Каналы передачи данных в основном наземные, с волоконно-оптической «последней милей». Передача голоса осуществляется с помощью технологии VOFR (voice over frame relay).
Главное — это люди
Слаженное функционирование столь сложного комплекса обеспечивается подразделением информационных систем, которое возглавляет г-н Мишель Прожен. В подразделении работают 18 специалистов, в их ведении — достаточно четко разграниченные направления: локальная и глобальная сети, телекоммуникации, системы AS/400, хранилища данных, бухгалтерские приложения, интранет. Отношение к кадрам — бережное, сотрудники видят реальные перспективы роста, а грамотная инициатива с их стороны поощряется. Вот слова господина Прожена: «У нас действует принцип «никогда не ошибается тот, кто ни к чему не стремится». В отличие от целого ряда западных компаний, работающих в Москве, подразделение КИС в «Нестле Фуд» не знает проблемы текучести кадров. За три с половиной года от нас ушло всего несколько сотрудников, из них почти все — в отделения Nestle в других странах».
Корпоративное хранилище данных
Сердцем КИС является мощное хранилище данных (data warehouse) с объемом информации более 6 Гбайт. Как уже говорилось, выбор части компонентов системы диктовался требованиями корпоративных стандартов. Между тем, в начале 1998 года организация доступа к хранилищам данных была для компании Nestle относительно новой сферой, так что жестких предписаний на этот счет у московского представительства не было. Когда возник вопрос о выборе клиентского ПО, в числе прочих рассматривались варианты с использованием пакетов Business Objects, Oracle Express Server, Brio Query и других.
Одним из лиц, принимавших решение о выборе ПО для организации запросов к БД, была Валерия Журавлева, отвечающая в подразделении КИС за организацию хранилища данных. С программным обеспечением фирмы Business Objects она познакомилась на специализированных выставках и семинарах еще в середине 90-х. По словам госпожи Журавлевой, средство организации клиентских запросов к хранилищам данных Business Objects обладает наилучшим сочетанием простоты, гибкости и мощности в сравнении с рядом аналогичных пакетов других компаний.
Пакет Business Objects предусматривает создание так называемого семантического слоя, то есть представления запросов к реляционной БД в терминах бизнес-логики, например, с использованием понятий «клиент», «товар», «поставка», «склад». Пользователь составляет запрос, выстраивая структуру отношений между ними в наглядной графической форме. А интеллектуальные модули-агенты (Document Agent Server) информируют пользователей об изменениях БД в соответствии с заданными деловыми правилами и условиями.
Вот что говорит о возможностях пакета господин Прожен: «В наших повседневных бизнес-процессах задействовано много разнородных приложений. Business Objects — мощный инструмент сбора данных, порождаемых этими приложениями, и предоставления их аналитикам для подготовки и принятия решений. Мы по достоинству оценили модуль Document Agent Server — недорогое средство, позволяющее существенно упростить локальный и удаленный доступ к отчетам Business Objects с помощью обычного Интернет-браузера. Оно позволило нам приспособить старые программные наработки к функционированию в рамках современной информационной системы».
На выбор Nestle повлияли не только качество и приемлемая цена самого пакета Business Objects, но и высокий уровень сервиса, обеспечиваемого компанией «Терн» (http://www.tern.ru) — эксклюзивным дистрибьютором продукции Business Objects в России. Как отмечает госпожа Журавлева, специалисты фирмы «Терн» организовали, помимо поставки и внедрения ПО, четырехдневное обучение для администратора КИС и четырех «ключевых» пользователей, а в дальнейшем обеспечивали весьма эффективную «горячую линию», с помощью которой удавалось решить все имеющиеся проблемы.
Установка клиентских модулей пакета Business Objects прошла быстро и практически безболезненно, правда, некоторые трудности возникли при наладке серверной части. Проблема заключалась в представлении системы доступа к хранилищу данных в виде обычного сервиса Windows NT. Надо сказать, что для фирмы «Терн» это был первый опыт сопряжения технологии AS/400 с ПО Business Objects, поэтому решение потребовало нескольких месяцев совместной работы, но эта работа окупилась. Внедрение в интрасеть «Нестле Фуд» специализированного Windows NT-сервиса на базе Business Objects для обновления отчетов по расписанию решило множество наболевших проблем. Если раньше менеджеры, скажем, из отдела логистики, могли получать отчеты не чаще, чем раз в неделю, а иногда даже раз в месяц, то теперь вся необходимая обновленная информация помещается на интранет-сервер ежедневно. Сюда входят прогнозы продаж, данные о продажах по каждому торговому подразделению, о состоянии складских запасов и т.п. Пользователями интрасети являются около 300 сотрудников в московском офисе и в регионах.
КИС успешно миновала рубеж 2000 года. Все приложения, работающие в системе, были переработаны и протестированы задолго до наступления 2000 года. Проблем, связанных с «ошибкой тысячелетия», не было.
Многие представительства Nestle в мире имеют свои Web-узлы. Не является исключением и «Нестле Фуд». К настоящему времени создан русскоязычный Web-узел торговой марки «Nescafe» (http://www.nescafe.ru). Планируется открытие главного корпоративного узла http://www.nestle.ru с информацией о всей продукции компании.