ТГК10 меняет свой ИТландшафт комплексно и быстро. В компании внедряется mySAP Business Suite как основной инструмент управления. Андрей Захватов, начальник отдела АСУ ФХД ОАО «ТГК10», говорит, что комплекс АСУ ФХД (автоматизированная система управления финансовохозяйственной деятельностью) задумывался как корпоративная система, которая должна прийти на смену «лоскутной» автоматизации.
В качестве ключевых направлений автоматизации операционной деятельности определены «Бухгалтерский учёт», «Логистика», «Учёт затрат» и «ТОРО». Масштаб проекта впечатляет — головная компания и все одиннадцать филиалов, среди которых есть ТЭЦ и тепловые сети. Сроки тоже — завершение работ планируется в первой половине 2007 года (однако планирование ремонтов в системе будет делаться только на 2009 год). Количество рабочих мест — более шестисот, основная часть — модуль «ТОРО».
Тиражирование решения выполняется методом «серии больших взрывов», то есть в каждый отчётный месяц начиная с декабря 2006 года в промышленную эксплуатацию переводится несколько объектов одновременно. Переводу в промышленную эксплуатацию предшествует обучение конечных пользователей, загрузка начальных данных и опытнопромышленная эксплуатация в течение одного месяца. Полный цикл обучения по всем разделам учёта для каждого филиала занимает две недели. Этого достаточно для того, чтобы приступить к работе, но не хватает, когда пользователи сталкиваются с реальными проблемами. Поэтому кроме выездных консультаций была организована онлайновая поддержка пользователей, в том числе в режиме дистанционного управления.
В области ремонтов сейчас задействована базовая функциональность модуля PM (ТОРО), в рамках которой обеспечивается отражение плановых, срочных, аварийных и сверхсрочных ремонтов. Задача в том, чтобы организовать нормальный режим сбора данных и планирования ремонтов, говорит Андрей Захватов. «Типовое решение SAP в части ТОРО мы практически не меняли, — подчеркивает он. — Так как не было унаследованных систем, к которым привыкли пользователи, не пришлось и перестраиваться. В таких условиях любая грамотная автоматизация подойдет (а в SAP она грамотная), это ведь в первую очередь упорядочивание бизнеспроцессов. В нашем случае принципиальным пожеланием руководства была перестройка наших процессов в соответствии с моделями, заложенными в SAP. Единственный нюанс, который касается ремонтов, — эксплутационный приказ, формирование соответствующей части бюджета в компании на основании ремонтных данных. Это будет привнесено, будут сделаны соответствующие доработки, но тут уж наша региональная специфика».
Одна из самых сложных задач «нулевого цикла» внедрения комплекса — создание справочников, считает Андрей Захватов. «Мы справились с этой задачей благодаря тому, что к формированию справочников в АСУ ФХД были привлечены те люди, которые на этом, что называется, собаку съели, — замечает он. — Следует выделить два крупных централизованных справочника: МТР (номенклатуры материалов) и контрагентов. У нас уже есть опыт ведения подобных справочников (в рамках локальных АРМов), поэтому не удивительно, что работа с МТР была поручена УлиЗ, а с контрагентами — казначейству. Подобные управленческие решения обеспечили успех минипроектам формирования справочников. За основу взяты уже имеющиеся справочники, которые были загружены в АСУ ФХД, после чего все изменения в них вносились только централизованно. Все филиалы компании, в том числе и те, что ещё используют локальные АРМы, перешли на номенклатуру новых справочников». Сложнее обстояли дела с загрузкой данных, которые невозможно централизовать, — это учётная информация об основных средствах предприятий, а также структуры, описывающие ремонтируемое оборудование. Каждое предприятие — это отдельный набор данных, со своими нюансами, со своей сложившейся методикой ведения учёта и пониманием собственной структуры, и подход здесь не мог быть единообразным, поясняет Андрей Захватов. «Сыграла роль и новизна системы, её терминов. Хотя с задачей загрузки начальных данных мы справились, это было сложно», — констатирует он.
Паспортизация оборудования была проведена во всех филиалах — в каждом примерно 8—15 тыс. единиц. На эту работу было выделено по 20—30 инженеров по ремонту в каждом филиале, которые посвятили ей по дватри месяца. «Процесс начался в декабре, а теперь данные уже собраны и загружены и на их основе можно вести планирование», — говорит Андрей Захватов.