До недавнего времени большинство ключевых производителей ПО игнорировали рынок программ для создания порталов. Сегодня ситуация изменилась: мы наблюдаем волну выпуска таких приложений: WebSphere Portal Server корпорации IBM, K-Station (на момент публикации этой статьи планируется его слияние с WebSphere Portal Server) и Discovery Server компании Lotus, а также Oracle9i AS Portal. С этой же волной на рынке появился SharePoint Portal Server, портал корпорации Microsoft.
Microsoft SharePoint представляет собой одновременно и портал, и систему управления контентом. Ясно, что первая версия программы не предназначается для применения в больших компаниях в качестве общекорпоративного портала, объединяющего огромные объемы разнородных данных и тысячи пользователей. Тем не менее для первой версии этот программный продукт обладает неожиданно обширной функциональностью и представляет собой очень удачное по соотношению цена/эффективность решение для создания порталов подразделений и системы управления контентом, ориентированных на Windows.
Пользовательский интерфейс
У SharePoint есть собственная система управления документами, тесно интегрированная с Microsoft Office XP. В портальный компонент SharePoint входит Web-сервер (он называется dashboard site — сайт цифровой информационной панели, или просто информационная панель), который применяется для поиска и просмотра информации в хранилищах документов SharePoint (они называются workspaces— рабочие области), а также информации, управляемой внешним ПО, например, Lotus Notes или Microsoft Exchange.
В процессе «сборки» видимого пользователям представления бизнес-информации информационная панель оперирует так называемыми Web-модулями (Web Parts). Web-модули представляют собой многократно используемые компоненты, предоставляющие интерфейсы к нужной информации, приложениям и службам. Web-модуль содержит либо встроенный код (HTML, VBscript, JScript, элемент управления ActiveX или XML) для доступа к контенту, либо URL-адрес контента. Пользователь портала настраивает свой Web-интерфейс, выбирая из каталога нужные Web-модули и определяя, как они должны располагаться в окне браузера. Общий вид окна и цветовое решение можно настроить в соответствии с общекорпоративными стандартами, изменяя заданные по умолчанию таблицы стилей. Учитывая ориентацию Microsoft на Web-сервисы, разумно предположить, что в следующей версии сервера SharePoint Web-модули будут тесно интегрированы в инфраструктуру Web-сервисов.
Корпорация Microsoft и сторонние поставщики-партнеры предлагают широкий диапазон Web-модулей для доступа к средствам бизнес-аналитики (BI), приложениям CRM и ERP, службам поддержки совместной работы, синдицированному контенту и т. д. Например, я использую Web-модули компании Correlate для организации офисных документов, электронной почты и Web-контента, относящегося к портальным технологиям и ПО. Особые отношения существуют между SharePoint и SAP Portals — компоненты интерфейса SAP Portals (так называемые iViews) могут действовать как Web-модули. Для того, чтобы компании могли создавать собственные специализированные Web-модули, к SharePoint прилагается комплект для разработчиков. Чтобы создать Web-компонент в Microsoft Office XP, достаточно просто сохранить соответствующий объект как Web-страницу.
Microsoft некоторое время предлагала бесплатный, но не поддерживаемый набор ресурсов для разработчиков электронных панелей — Digital Dashboard Resource Kit (DDRK). Последняя версия этого комплекта, известная как Microsoft SQL Server Digital Dashboard 3.0, позволяет построить портал, развертываемый на SQL Server 2000, а не только на SharePoint Portal Server. Созданные средствами DDRK 3.0 Web-модули работают и в среде SharePoint. Интересная особенность комплекта DDRK заключается в том, что он позволяет создавать порталы для мобильных и беспроводных устройств. Логично предположить, что эта технология войдет в следующие версии SharePoint.
Система управления документами
Каждый сервер информационных панелей имеет связанную с ним рабочую область, которая управляется средствами системы хранилища Microsoft Web Storage System. Метаданные портала и пользовательские документы отображаются в рабочей области как библиотека, состоящая из иерархии папок. Удаленным клиентским компьютерам они видны как Web-папки и доступны по протоколу WebDAV.
Для управления документами в рабочей области годится любое приложение, поддерживающее работу с Web-папками. В частности, средства Microsoft Office 2000 и XP позволяют создавать документы рабочей области, такие как файлы Word, презентации PowerPoint или сводные таблицы Excel, и работать с ними. Для хранения этих документов в рабочей области существуют два типа папок: стандартные и расширенные. Стандартные папки ничем не отличаются от обычных папок с файлами в Windows, а расширенные поддерживают дополнительные функции – такие, как отметка о снятии с контроля пользователя и передача системе (check-in) и передача контроля пользователю (check-out), поддержка версий и процесса одобрения документов.
Чтобы приступить к редактированию документа, пользователь должен взять его на свой контроль (check-out). Эта операция блокирует документ, не разрешая другим пользователям изменять его, пока предыдущие изменения не будут зафиксированы и документ не будет снят с контроля пользователя. При каждом снятии документа с контроля SharePoint присваивает ему новый номер версии и архивирует предыдущую версию. Документ остается в частном владении пользователя до тех пор, пока не будет опубликован для общего доступа через информационную панель. Документ или публикуется при каждом снятии с контроля, или публикуется лишь окончательный его вариант, а промежуточные версии остаются в частном владении.
Система управления документами поддерживает маршрутизацию при одобрении документа, так что можно предусмотреть процедуру его рецензирования перед публикацией. Когда автор публикует документ, последний может автоматически отсылаться одному или нескольким рецензентам. Каждый рецензент обладает правом одобрить или отклонить документ. Все рецензенты получают по электронной почте уведомление о необходимости отрецензировать документ. Специальный механизм Web-обсуждения позволяет рецензентам проводить онлайновое обсуждение рассматриваемого документа. Комментарии и замечания сохраняются в виде потоков сообщений.
У каждого документа есть профиль — набор используемых для поиска метаданных. При снятии документа с контроля SharePoint просит пользователя заполнить профиль, в котором могут быть как обязательные, так и необязательные поля. По умолчанию профиль содержит основные характеристики документа -- такие, как имя автора и заголовок, однако в каждой организации могут добавить к нему свои характеристики, где содержится дополнительная информация, облегчающая поиск. Огромное преимущество профилей SharePoint перед свойствами документов в Microsoft Office (которые практически не используются) заключается в том, что ввод метаданных можно сделать принудительным: автор не сможет сохранить документ, не заполнив обязательных полей.
Для управления доступом к документам используются роли. Координаторы отвечают за управление, авторы добавляют и обновляют документы, а читатели имеют доступ только для чтения к опубликованным документам. В SharePoint можно также запретить пользователю доступ к определенным документам. Для проверки подлинности пользователей SharePoint применяются стандартные средства системы безопасности Windows.
Доступ к бизнес-информации
Доступ к документам рабочих областей SharePoint возможен при помощи средств Microsoft Office, Диспетчера файлов Windows или Internet Explorer. Все эти интерфейсы позволяют перемещаться и выполнять поиск в иерархии папок рабочей области. В этом обзоре мы ограничимся обсуждением доступа к документам средствами браузера и информационной панели, так как с точки зрения перспектив портала это будет обычный метод доступа, позволяющий работать с информацией, хранящейся как в SharePoint, так и за его пределами.
Я уже объяснил, как применять Web-модули для доступа к бизнес-информации. Например, для указания на определенную информационную службу можно использовать Web-модуль в виде URL-адреса. Точно так же для отображения на информационной панели презентации PowerPoint из рабочей области SharePoint ее можно сохранить как Web-модуль. Чтобы облегчить пользователям поиск бизнес-информации, Microsoft также предоставляет готовые Web-модули поиска, разбиения на категории и подписки.
Бизнес-информацию в информационной панели можно отображать с разбивкой на бизнес-категории. Пользователи, не знакомые с бизнес-информацией, при помощи Web-модуля разбиения на категории могут просматривать содержание портала по бизнес-тематикам. Средство разбиения на категории также позволяет связать определенную информацию с несколькими тематиками. Разрешается связывать категории как с документами рабочих областей SharePoint, так и с информацией, расположенной на других информационных серверах. Можно относить документ к определенной категории вручную или автоматически, воспользовавшись услугами помощника SharePoint Category Assistant. После того, как пользователь отнесет к какой-то категории некоторое количество представительных документов, Category Assistant обучается на их материале и вырабатывает алгоритмы автоматической классификации нового контента. Заранее трудно сказать, насколько эта возможность сервера будет полезной и эффективной.
С помощью Web-модуля поиска пользователь портала может провести поиск всей бизнес-информации, проиндексированной службой поиска SharePoint. Поддерживается как полнотекстовый поиск, так и поиск по ключевым словам. Результаты, возвращаемые службой поиска, ранжируются вероятностным алгоритмом.
Служба поиска SharePoint состоит из четырех основных компонентов: сбора информации, фильтрации, индексирования и собственно поиска. Компонент сбора данных автоматически собирает информацию и метаданные из рабочих областей SharePoint, Web-серверов, файловых серверов, общих папок Exchange и баз данных Lotus Notes. С помощью поставляемого с продуктом комплекта для разработчиков можно создавать «обработчики протоколов» доступа к другим источникам информации. Поставляемая версия компонента сбора информации не поддерживает OLE DB и ODBC, однако для доступа к базам данных можно воспользоваться сценариями Active Server Page. Процесс сбора информации запускается вручную или по расписанию. Компонент фильтрации применяется для декодирования определенных форматов файлов в собранной информации. Предоставляются фильтры для HTML, документов Microsoft Office, текста и факсимильных документов в формате TIFF. Adobe также предоставляет фильтр для PDF-файлов. Для создания специальных фильтров следует применять сопутствующий комплект для разработчиков. Компонент индексирования создает поисковый индекс; при этом для извлечения слов используются характерные для естественных языков разделители и механизмы поиска однокоренных слов (stemmers). (Stemmer — это механизм, который выделяет корень слова, отрезая все суффиксы, и ищет однокоренные слова.) Для доступа к индексу SharePoint, размещенному в хранилище Web Storage System, компонент поиска использует расширения SQL для полнотекстового поиска. Для доступа к индексу из программ предоставляется несколько API-интерфейсов, в том числе ADO, OLE DB и WebDAV.
Еще один способ получения бизнес-информации — это подписка. Механизм подписки уведомляет пользователей о появлении новой или обновлении существующей информации. Подписку можно связать с одним определенным документом, всеми документами папки, всеми документами категории или с результатами поиска. Пользователи могут видеть уведомления механизма подписки на информационной панели или получать их по электронной почте.
Сведения о программном продукте |
Microsoft SharePoint Portal Server 2001Производитель:Microsoft Corp., http://www.microsoft.com Минимальные требования к оборудованию:Pentium III или совместимый процессор, 256 Мбайт оперативной памяти, Microsoft Windows 2000 Server или Advanced Server; Internet Information Server 5.0. Поддерживает Internet Explorer версии 4.01 или более поздней и Netscape Navigator версии 4.51 или более поздней. Цена:3999 долл. за сервер и 72 долл. за каждого пользователя. |
Новый игрок рынка ПО для управления документами
Появление первой версии Microsoft SharePoint Portal Server — весьма значимое событие на рынке ПО для создания порталов. Этот продукт, вероятно, окажет значительное влияние на конкурирующие портальные продукты, ориентированные на доставку информации и управление документами. В отличие от IBM и Oracle, которые интегрировали технологию порталов в свои серверы Web-приложений, Microsoft предлагает отдельный портальный продукт с собственной системой управления документами, тесно интегрированное с Microsoft Office XP. Очевидно, что эта стратегия предполагает конкуренцию с аналогичными продуктами Lotus в расчете на нынешних пользователей Lotus Notes.
Колин Уайт (Colin White) — президент компании DataBase Associates International и председатель конференции DCI по корпоративным порталам и порталам электронного бизнеса (DCI Corporate and E-Business Portals conference). С ним можно связаться по e-mail: cwhite@databaseassociates.com. |