Сетевые процессы
С высоты сегодняшнего опыта можно уверенно сказать: последнее десятилетие убедительно проиллюстрировало регулярную несостоятельность долгосрочных прогнозов развития отрасли связи. Стремительное рыночное наступление цифровой телефонии, сетей передачи данных, беспроводной связи и множества наложенных поверх всего этого Интернет-приложений — от электронной коммерции до Интернет-телефонии — регулярно смешивает телекоммуникационные карты компаний-операторов. И, похоже, так будет и впредь, ибо на подходе целый спектр технологий доставки цифрового ТВ и мультимедиа, а также новые поколения универсального и портативного терминального абонентского оборудования.
Коротко говоря, текущая ситуация на мировом телекоммуникационном рынке диктуется характером генерируемого телекоммуникационного трафика. Дело в том, что первенство стремительно захватывает трафик разнообразных видов данных. Его объем уже превзошел объем чисто голосового трафика, а через несколько лет — и на этом сходятся многие специалисты — должен занять целых 99% от общего мирового объема передаваемой информации! И это неудивительно, ибо прирост объема голосового трафика составляет 3-5% в год, а для трафика Интернета, к примеру, годовой прирост достигает чуть ли не 1000%, что связано не столько с обменом информацией между людьми, сколько с обменом по линии «человек-компьютер» и «компьютер-компьютер». Объем же чисто голосового трафика пропорционален размеру населения планеты и растет практически вместе с ним.
Таким образом, сегодня передача данных превращается в основной вид трафика в сетях связи, а существующие и проектируемые телекоммуникационные сети, как теперь совершенно понятно, если и не являются исключительно сетями передачи данных, то будут представлять интерес в первую очередь с точки зрения их пропускной способности для трафика данных. Впрочем, сам процесс цифровизации сетей связи с акцентом на сети передачи данных (с основополагающим принципом коммутации пакетов, а не каналов) во многом унифицировал эти сети (правда, пока теоретически, но за практикой дело не станет). Дело в том, что потребительские свойства современных телекоммуникационных сетей отныне определяются исключительно тем, какие достигаются в них скорости передачи информации в направлении «вниз» (к пользователю) и «вверх» (от пользователя), а отнюдь не типом услуг, под который они разработаны. Так строились аналоговые сети связи вчера и позавчера, но, по-видимому, так уже больше никогда не будет.
Остается лишь отметить, что одновременно со сменой парадигмы построения телекоммуникационных сетей внезапно, но вполне закономерно закатилась звезда телефонных сетей, ярко сиявшая последние 100 лет. Отныне человечеству нужны совсем другие сети.
От сервиса к мультисервису
Итак, любая телекоммуникационная сеть отныне становится мультисервисной и соответственно в какой-то мере универсальной, будучи способна предоставлять не одну, а целый набор услуг связи (как минимум телефонную связь и «медленный» dial-up доступ в Интернет). При этом изощренные разработчики оборудования и постоянно занятые поиском каких-нибудь новых услуг (на которых можно получить дополнительные доходы) сетевые операторы стремятся максимально унифицировать саму телекоммуникационную сеть и увеличивать ее пропускную способность. Одновременно осуществляется вывод на ее периферию центров создания новых услуг связи, чтобы предельно оперативно реагировать на вдруг возникшие пожелания клиента, не перелопачивая заново всю телекоммуникационную инфраструктуру (именно так, кстати, устроена сеть Интернет). В результате оконечное терминальное оборудование становится все более универсальным и интеллектуальным. И для этой роли лучше всего подходит компьютер, что, собственно, мы сегодня и наблюдаем.
Если предельно упростить архитектуру постепенно выстраивающейся телекоммуникационной сети будущего, то, скорее всего, она будет представлять собой мощное ядро или, по сути, огромную трубу с высокой пропускной способностью (такие сети с терабитными скоростями передачи информации уже создаются), в которую с помощью кабельных или беспроводных сетей доступа «втекают» или «вытекают» информационные потоки пользователей. В местах стыка сетевого ядра и сетей доступа находятся шлюзы, главная задача которых — гибкое реагирование на запросы клиента в части скоростей затребованных информационных потоков. К примеру, классическая цифровая телефония требует скоростей 64 Кбит/с в обоих направлениях, доступ в Интернет — от 128 Кбит/с до 2 Мбит/с по линии «вниз» и от 4 до 16 Кбит/c по линии «вверх», видеоконференция — от 128 до 512 Кбит/с в обоих направлениях, цифровое ТВ-вещание — от 3 до 8 Мбит/с по линии «вниз» (и не требует линии «вверх»), видео по запросу — от 4 до 8 Мбит/с по линии «вниз» и 16 Кбит/с по линии «вверх». Осталось только прислушаться к этим запросам.
Похоже, однако, что идея широкополосности действительно хороша при создании транспортных магистральных сетей, но применительно к сетям доступа она годится лишь до известного предела, ибо организовывать доставку пользователю информационных потоков, которые он физически не сможет «переварить» или обработать, — это ненужное расточительство сетевых ресурсов. С другой стороны, идея объединения различных услуг в рамках одной универсальной мультисервисной сети становится действительно привлекательной, когда дает реальный экономический эффект. И если потребности пользователей более чем скромны, гораздо дешевле использовать узкоспециализированные сети. То есть мультисервисность и универсальность — не самоцель, а объективный ответ на возрастающие потребности клиентов. А нахождение той граничной точки, когда наконец становится выгодным создавать универсальную сеть, — это основной экономический вопрос, который миру телекоммуникаций придется решать в обозримом будущем.
В результате телекоммуникационное сообщество несколько по-другому начало смотреть на такие, казалось бы, замечательные достижения, как широкополосные сети КТВ, рассчитанные на одновременную передачу пользователям сотен ТВ-программ. Теперь получается, что нет острой необходимости строить такие сети (не говоря уже об их высокой стоимости при тотальном территориальном охвате), потому что одновременно смотреть такое количество программ пользователь все равно не сможет, а доставить ему телефонию, заказанную ТВ-программу или предоставить доступ в Интернет можно и с помощью существующей телефонной линии (технологии xDSL), и с помощью различных беспроводных технологий, в том числе и сетей подвижной связи следующего поколения. Хотя там, где сети КТВ уже успели построить (и где не было недостатка в деньгах), разумеется, нецелесообразно отказываться от их использования.
Таким образом, на текущий момент развития телекоммуникаций накопленный технологический потенциал уже позволяет осуществлять доставку пользователям практически любых услуг связи в любом наборе. Сегодня главная техническая проблема — как сделать это оптимальным, наиболее дешевым образом. Разумеется, для создания такого телекоммуникационного «коммунизма» нужно еще работать, работать и работать... Было бы желание, время и инвестиции. Однако вне зависимости от успехов внедряемых и уже внедренных сетевых технологий проблемы ведения телекоммуникационного бизнеса переходят в плоскость поиска необходимой содержательной части услуг по доставке различных видов информации, которая была бы способна привлечь новых клиентов. Отныне каждый грамотный телекоммуникационный оператор понимает, что выигрывает не тот, у кого сеть самая протяженная или скоростная, а тот, кто сумел найти путь к наибольшему числу клиентов. Причем не только к их домам, но и к их сердцам.
Достать абонента
Одним из перспективных видов широкополосного доступа по праву ныне считается разновидность систем беспроводного доступа (BWA — Broadband Wireless Access), работающая в миллиметровом диапазоне длин волн (40 ГГц). Действительно, среди выделенных в настоящее время в различных странах радиочастот в диапазонах 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 38 и 40 ГГц только последний обладает беспрецедентным ресурсом пропускной способности, составляющим ныне 3 ГГц! (Недавно полоса 42,5–43,5 ГГц официально присоединена к выделенному ранее диапазону 40,5–42,5 ГГц.) Для сравнения: в сетях КТВ, как правило, используется полоса, в три с лишним раза меньшая, а именно 5–862 МГц. Указанный радиодиапазон одновременно и самый доступный, так как он везде в Европе полностью свободен от других работающих радиосредств (так уж исторически сложилось).
Таким образом, впервые все существующие современные услуги связи могут быть предоставлены с помощью одной беспроводной системы в рамках одной телекоммуникационной сети. Тем самым «голубая мечта» связистов — получение абонентом любых услуг связи из одной «коробочки» — становится реальностью. И это обстоятельство в первую очередь привлекает внимание всех потенциальных игроков рынка широкополосных услуг. А указанный класс систем получил уже персональное название MWS (Multimedia Wireless System), говорящее само за себя.
Идеология построения систем MWS сродни идеологии, заложенной в системы спутникового ТВ-вещания. Только вместо объемной тарелки у клиента устанавливается небольшая антенна в виде фонарика диаметром 15–20 см, а так называемый спутниковый тюнер может иметь различную «начинку», превращающую его в ту самую волшебную коробочку. Понятно, что сеть MWS, построенная по сотовому принципу и обладающая огромным радиочастотным ресурсом, — это, по сути, «воздушный» эквивалент волоконно-оптической инфраструктуре связи.
Новый слой потенциальных пользователей, который собираются «разрабатывать» операторы систем MWS, — это практически все население, включая как представителей среднего и мелкого бизнеса (крупный бизнес для получения мультисервиса, как правило, уже охвачен другими более дорогими кабельными решениями), так и индивидуальных потребителей в жилом секторе, которым сегодня невозможно предложить широкий набор услуг с помощью других развернутых систем BWA. Одно из вероятных применений систем MWS — использование их в качестве транспортной сети для сетей подвижной связи следующего поколения. Говорят даже, что в будущем операторы сетей MWS могут поглотить многих узкоспециализированных операторов, работающих в крупных городах.
Несмотря на широкий охват развитых стран услугами сетей связи различного назначения, интерес к системам MWS остается высоким, потому что их операторам проще и дешевле развернуть сеть, выборочно привлечь платежеспособного клиента и оперативно начать работу параллельно другим поставщикам аналогичных услуг. Оценки европейских специалистов показывают, что в типовой промышленно развитой стране c населением около 40 млн. человек услуги сетей на базе MWS могут принести до 8 млрд. долл. дохода при обслуживании населения и до 4,5 млрд. долл. — при обслуживании предприятий мелкого и среднего бизнеса.
Остается добавить, что на необъятных просторах России такие эффективные беспроводные решения, мягко говоря, могут очень даже пригодиться. А говоря серьезно, пора наконец поставить перед отечественными производителями задачу разработки и внедрения подобных систем.