Сегодня, когда на первый план выходят вопросы экономии и повышения эффективности бизнеса, компании ищут статьи расходов, которые можно было бы сократить без ущерба для основного бизнеса. Затраты на корпоративные коммуникации, командировки и междугородную связь, видеоконференции и другие средства совместной работы волне могут быть «урезаны» без ущерба для выполнения соответствующих бизнес-процессов. Более того – современные решения в области коммуникаций позволяют сделать их максимально эффективными. ЛАНИТ предлагает построить эффективную коммуникационную среду на основе решения Unified Communications (Объединенные Коммуникации) Microsoft, компания может сконцентрироваться на ключевых бизнес-процессах. И немало сэкономить.
Современный уровень технического прогресса предоставляет компаниям практически неограниченные возможности для эффективного ведения бизнеса вне зависимости от сферы их деятельности, масштаба и географического расположения. Мы живем в эпоху конвергенции: оборудования, технологий, бизнес-процессов. Оборудование умеет все больше, бизнес-процессы становятся все более динамичными, технологии позволяют заставить оборудование все более эффективно работать в интересах повышения производительности и конкурентоспособности компании. Географически распределенные офисы, многочисленные корпоративные информационные системы. Сотрудники, использующие для работы несколько мобильных и стационарных устройств и работающие зачастую дистанционно. Как сократить в таких условиях расходы, повысить производительность совместной работы и снизить риски, вызванные человеческим фактором?
ЛАНИТ, как ведущая компания российского ИТ-рынка, видит своей задачей совершенствование бизнеса своих клиентов за счет внедрения самых передовых ИТ-решений. ЛАНИТ работает только с мировыми лидерами во всех сегментах рынка информационных технологий, внимательно следит за развитием информационных технологий и выбирает наиболее востребованные продукты и решения.
Одна из популярных на сегодняшний день технологий, позволяющая добиваться практически непрерывного и всеохватного контроля за работой любой организации, существенно сократив при этом текущие расходы время на информационный обмен, это Unified Communications (UC) или Объединенные Коммуникации – подход, предназначенный для решения проблем согласованности коммуникаций путем объединения в единый канал связи системы голосовой связи, электронной почты, факсимильной и конференц-связи, видеотрансляций и мгновенных сообщений.
Можно привести целый ряд примеров того, какой экономический эффект дают такого рода «сквозные» коммуникации. Например, у каждого сотрудника телекоммуникационной группы Portugal Telecom благодаря UC ежемесячно высвобождается до 15 часов рабочего времени. Ирландский оператор связи eircom оценивает экономию времени для каждого сотрудника в 30 минут в день, что сберегает для компании 1,48 млн долл. Конференц-связь на базе UC гарантировала провайдеру услуг IP-телефонии webcall GmbH уменьшение потребности в командировках на 20%.
UC – новый этап эволюции IP-коммуникаций, который меняет бизнес-общение, как это в начале 90-х сделала электронная почта. Кто и что предлагает сегодня потенциальным потребителям данного подхода?
В то время как телекоммуникационые лидеры (Avaya, Cisco) вполне логично пришли к объединенным коммуникациям, отталкиваясь от технологии VoIP, которая становится в любой компании своего рода провозвестником внедрения UC, отправной точкой для Microsoft стало программное обеспечение: ведь каким бы «продвинутым» оборудование ни было, без адекватного «софта» будет сложно гарантировать высокую производительность и надежность инфраструктуры.
ЛАНИТ, Золотой бизнес-партнер Microsoft, предлагает программное обеспечение Microsoft Unified Communications – единую платформу Объединенных Коммуникаций, которая объединяет хорошо известные программные компоненты: семейство продуктов Microsoft Office 2007, почтовый сервер Exchange 2007, платформа Office Communication Server 2007 (OCS 2007). Рассмотрим их более подробно.
Редко сегодня встретишь компьютер, на котором не установлено несколько приложений из семейства Microsoft Office. Оказывается, привычные программы отлично вписываются в концепцию Объединенных Коммуникаций. Посмотрим, что из функционала последней версии – Microsoft Office 2007 – можно использовать как элемент UC.
Microsoft Office Outlook 2007 – это один из главных «кирпичиков», из которых складывается UC для пользователей. Являясь клиентской частью Exchange 2007, Outlook позволяет пользователям обмениваться сообщениями и использовать практически весь предоставляемый Exchange 2007 функционал.
Microsoft Office Communicator 2007 R2 – основное клиентское приложение для OCS 2007 R2, выполняемое под Windows. И хотя существуют и другие клиенты OCS 2007 (например, Communicator Mobile для устройств Windows Mobile и Communicator Web Access), они не обладают всем набором функций Communicator 2007. Данное приложение играет роль конечной точки VoIP и позволяет звонить и принимать вызовы с компьютера, располагает интерфейсом для доступа к функциям корпоративной АТС и позволяет, например, перенаправить входящий вызов с настольного компьютера на сотовый телефон, домашний телефон или систему голосовой почты.
Microsoft Office Live Meeting является решением Microsoft для совещаний и конференций, обслуживаемых независимым поставщиком услуг.
В классическом варианте почтовый сервер Exchange 2007 – это набор серверов с несколькими ролями: Edge Transport, Hub Transport, Client Access, Mailbox. Для перевода Exchange 2007 на рельсы UC достаточно установить и настроить роль обмена сообщениями Unified Messaging. Благодаря Exchange 2007 можно реализовать такие элементы UC, как автоответчик и сервисы голосовой почты (Voice Mail); функцию приема факсов; использование почтовых ящиков пользователей как единое хранилище персональных сообщений электронной и голосовой почты; доступ к содержимому почтовых ящиков пользователей посредством телефонной связи (Outlook Voice Access, OVA); работу автосекретаря (набор голосовых приглашений и информационных приветствий).
Одним из основных элементов Объединенных Коммуникаций Microsoft, который позволяет компаниям в любой точке мира эффективно организовать деловое общение, является Office Communication server 2007 – платформа для обмена мгновенными сообщениями, уведомлений о присутствии пользователей, организации конференций и развертывания службы корпоративной телефонной связи.
В начале февраля 2009 года корпорация Microsoft выпустила новую версию продукта – Office Communication server 2007 R2 в составе:
- Front-End server
- Web Conferencing Server
- A/V Conferencing Server
- Mediation Server (Интеграция с PBX)
- Пограничный сервер (в зоне периметра)
- Access Edge Server
- Web Conferencing Edge Server
- A/V Edge Server.
Функционал новой версии существенно расширен по сравнению с предшествующей, усилены его мобильность и возможности расширения. В новом решении реализованы такие функции, как служба корпоративной телефонной связи (Enterprise Voice); организация аудио-, видео- и веб-конференций; групповой разговор; обмен мгновенными сообщениями и уведомление о присутствии; подключение общедоступной службы обмена мгновенными сообщениями.
Необходимо отметить, что и Exchange 2007 и Office Communication server 2007 R2 выпускаются в 2 вариантах: Standard (для малых предприятий ) и Enterprise (для крупных предприятий или организаций, которым необходимы отказоустойчивые конфигурации).
Важно заметить, что поскольку Exchange 2007 и OCS 2007 – это два отдельных и независимых продукта, ничто не мешает внедрить и использовать только один из них. Однако они отлично дополняют друг друга и позволяют раскрыть возможности UC на все 100%.
Развернуть Объединенные Коммуникации Microsoft можно на оборудовании партнеров корпорации, таких как Polycom, Audicodes и др. (см. полный список компаний по адресу http://www.microsoft.com/uc/partners/hardware.mspx). Эти компании, наряду с другими поставщиками, выпускают телефоны, VoIP- шлюзы, АТС и другие устройства, совместимые с OCS 2007 R2 и Exchange 2007. Именно они позволяют связать «базис» (аппаратное обеспечение) и «надстройку» (программное обеспечение) Объединенных Коммуникаций.
Стоит отметить, что оборудование делится на «клиентское», устанавливаемое на рабочие места сотрудников (телефоны, гарнитуры, WEB камеры и т.д.), и «серверное»: VoIP-шлюзы и АТС (IP PBX). Именно «серверное» оборудование позволяет интегрировать OCS с существующими телефонными сетями – как корпоративными (PBX), так и сетями общего пользования (PSTN).
Office Communications Server 2007 поддерживает три типа медиашлюзов:
- Basic Media Gateway – требует наличия Mediation Server, являющегося частью программной архитектуры Microsoft OCS, для переключения звонков между PSTN и корпоративной VoIP-сетью под управлением Microsoft OCS.
- Advanced Media Gateway – сочетает в себе функциональность Basic Media Gateway и Mediation Server. При использовании Advanced Media Gateway нет необходимости в отдельном Mediation Server.
- Basic Hybrid Media Gateway – сервер под управлением Windows Server 2003, содержадщий в себе Mediation Server и функциональность Basic Media Gateway. Он снижает расходы по установке и администрированию системы по сравнению с установкой отдельно Basic Media Gateway и Mediation Server на разных серверах.
Основное отличие решения компании Microsoft от аналогов – это отсутствие необходимости полностью перестраивать уже существующую в организации инфраструктуру телефонии. Решения компании Microsoft расширяют функционал существующей АТС, и именно эту задачу выполняет VoIP-оборудование в связке с Exchange 2007 и/или Office Communication server 2007 R2.
Стоит выделить одно из важных новшеств Office Communication server 2007 R2: использование инновационной технологии Session Initiation Protocol trunking (SIP trunking) или передачу голоса по каналам SIP. Это означает что теперь необязательно приобретать VoIP-шлюз или IP-сеть для подключения OCS 2007 R2 к ТфОП. Для этого Mediation Server может взаимодействовать с оборудованием оператора напрямую по IP через VPN, что позволяет компаниям использовать более простую архитектуру интернет-телефонии и обходиться меньшими затратами при ее внедрении
Что в итоге получает компания? Корпоративным пользователям переход на платформу Объединенных Коммуникаций Microsoft дает уникальную возможность управления всеми средствами взаимодействия в рамках Microsoft Office в одной системе с единым входом. Для ИТ-специалистов особенно актуальны такие конкурентные преимущества Microsoft Unified Communications, как единая среда управления и администрирования, экономия затрат на эксплуатацию, упрощение инфраструктуры, высокая степень безопасности. Основная же цель решения – кардинальное повышение эффективность работы сотрудников, экономия ресурсов, повышение адаптивности и конкурентоспособности предприятия.
Хотите сэкономить на аренде офиса? Внедряйте UC и отпускайте сотрудников на дистанционную работу. Хотите снизить затраты на видео- и аудиоконференции? Используйте UC и повышайте эффективность совместной работы. Ваши сотрудники часто ездят в командировки? Решения на основе IP-телефонии позволяют снизить расходы на междугородные звонки. Ваш бизнес связан с большим числом обращений клиентов? Используйте UC для максимально быстрой обработки их обращений. При этом никто не призывает полностью отказаться от обычной телефонной связи. Ее тоже можно интегрировать в объединенную систему коммуникаций (что особенно важно для России, где пока IP-телефония не относится к доминирующему каналу связи).
Важно отметить, перспективы для UC вполне оптимистичны. В отличие от ряда модных, но не очень пока распространенных технологий и услуг, экономический эффект от внедрения Объединенных Коммуникаций во многих успешных проектах дает хороший положительный пример остальным. У руководства компаний есть веский повод задуматься о возможности внедрения UC, а у ИТ-директоров – немного времени, чтобы решить, как оптимизировать организационную и ИТ-инфраструктуру компании для их быстрой адаптации к новой методике. Стоит также заранее подумать о состоянии сетей передачи данных, которые предполагается использовать, поскольку их недостаточная пропускная способность может свести на нет всю пользу от UC. И, конечно, подготовить к нововведениям сотрудников компании.
И, в конце концов, можно будет решать, какая именно стратегия организации единых коммуникаций отвечает уникальным бизнес-задачам именно вашей компании и принесет максимальный экономический эффект.