Андрей Шапошников, заместитель начальника Отдела проектирования вычислительных комплексов по развитию продуктов компании «Инфосистемы Джет»
Флэш-память, в первую очередь благодаря всем известным «флэшкам», с давних времён весьма прочно ассоциировалась с консьюмерским рынком. Однако сейчас тенденцию корпоративного использования флэш-памяти просто невозможно не заметить и, следовательно, трудно игнорировать. Соответствующие устройства выпускаются в различном исполнении и по разным технологиям. Но мы не будем касаться технологий, а рассмотрим практические аспекты использования флэш-памяти, тем более что время для этого (и в России в том числе) уже явно настало.
В этом смысле лучше сразу задаться простым вопросом: для каких целей прежде всего используется флэш-память на серверной стороне вычислительной инфраструктуры?
Исходя из нашего опыта, флэш-память применяют преимущественно для трех типов задач. Во-первых, для дополнительного кэширования данных, лежащих на шпиндельных носителях. Во-вторых, как один из слоев многоуровневого хранения с динамическим расположением. Во втором случае речь идет о том, что данные не лежат «статично» на каких-то конкретных накопителях, а перемещаются между медленными (дешевыми) шпиндельными и быстрыми (дорогими) флэш-носителями по заданным правилам, например, в зависимости от частоты обращения к ним.
Наконец в-третьих, флэш-диски используются для постоянного хранения данных, критичных к производительности. Скажем, в случае СУБД Oracle или MS SQL это лог-файлы, индексные файлы или нечто иное, требующее активной работы с накопителями. Кроме того, на флэш-носителях могут располагаться отдельные таблицы баз данных, которые задействованы в формировании важных, критичных ко времени создания отчетов. Используют флэш и для хранения образов виртуальных рабочих мест при наличии большой инфраструктуры виртуальных десктопов (VDI) с сотнями и даже тысячами пользователей. В этом случае можно существенно ускорить загрузку виртуальных машин и профилей пользователей и таким образом избежать так называемых boot- и login-штормов. При этом сами данные пользователей по-прежнему хранятся на традиционных шпиндельных носителях.
Рынок пока морально не готов размещать все свои корпоративные данные для постоянного хранения на флэш-накопителях. И, пожалуй, это оправданно.
Следующий чисто практический вопрос состоит в том, является ли флэш своего рода конкурентом технологий оперативной памяти? В принципе прямой конкуренции тут и не предполагалось, и в условиях «идеального рынка» такой вопрос можно было бы и не задавать. Однако очень серьезные усилия по продвижению возможных методов использования флэш, равно как и маркетинговый бум применения вычислений in-memory, вполне могут их столкнуть, по крайней мере в умах корпоративных пользователей.
Но в реальной практике подобной конкуренции мы пока не наблюдаем. Те заказчики, которые уже знают про концепцию вычислений in-memory, в силу некоторой консервативности скорее склонны использовать традиционные подходы, выстраивая нечто вроде многослойного хранения с применением флэш-памяти одним или несколькими вышеописанными способами.
Наконец, важно понять, влияют ли на потребность во флэш-памяти некие средние по рынку профили работы с данными. Ведь на рынке много говорят, например, об увеличении доли неструктурированной информации в бизнесе, о большей значимости аналитических запросов к информационным ресурсам компаний или о том, что даже первичная информация теперь имеет значение сама по себе, а не только в виде неких агрегатов. И все это, естественно, может отражаться на структуре потребностей в тех или иных носителях информации.
Многие ответы на эти вопросы окончательно прояснятся чуть позже. Скажем, говорить о неструктурированной информации как о драйвере изменений пока сложно, но с ростом объемов данных, хранимых и обрабатываемых СУБД, растет и потребность в супербыстрых носителях. Все чаще внедряются VDI-комплексы, обслуживающие значительное число пользователей, с чего по сути и началась история развития флэш-памяти в корпоративной информационной архитектуре.