Уже более десяти лет, с 1997 г. компания АМТ-ГРУП сотрудничает с Московским метрополитеном, активно участвуя в построении систем безопасности. Среди законченных за это время и успешно эксплуатируемых объектов — ситуационный центр метрополитена (интервью с его главным инженером Константином Пахомовым см. на стр. 26). Другой проект, продолжающий свое развитие, — разработка, производство и установка колонн экстренного вызова. Оба проекта представляют собой часть более глобальных решений по обеспечению безопасности и служат достижению трех приоритетных целей. Во главу угла ставится повышение оперативности, достоверности и полноты собираемой информации. Вторая цель — совершенствование информационного обмена между различными службами и ведомствами, обеспечение его своевременности и достаточности. Третья, возможная как следствие двух первых, — улучшение управляемости действиями и поведением пассажиров в нештатных и чрезвычайных ситуациях. Цели эти остаются неизменными, но с развитием технологий и самих ИТ-систем появляются новые задачи. Эксперты АМТ-ГРУП считают самыми приоритетными для развития систем безопасности в московском метро четыре из них.
Первая и базовая — модернизация телекоммуникационных сетей метрополитена. Действующая сеть, даже с точки зрения общей практики использования коммуникаций современным бизнесом, имеет ограничения — не более 155 Мбит/c с одной станции, отсутствие поддержки режимов групповой рассылки. Такие характеристики не позволяют реализовать видеонаблюдение высокой четкости, а на его основе применять алгоритмы видеоанализа. В существующих условиях попытка передавать изображение с установленных в метро видеокамер всем организациям, которым оно необходимо, может приводить к перегрузке каналов передачи данных.
Пора отказаться от использования устаревшей АТМ-технологии, на которой построена действующая сеть, и переходить на 10GigabitEthernet. Одновременно целесообразна перестройка топологии сети. Это позволит закрыть текущие потребности и обеспечить необходимый запас на дальнейшее развитие. После этого можно будет переходить на использование видеокамер высокой четкости.
Сейчас в метрополитене эксплуатируются аналоговые видеокамеры VGA-разрешения. Их разрешающая функция налагает ограничения как на адекватность оценки операторами складывающейся ситуации, так и на внедрение алгоритмов видеоанализа. Предлагаемый АМТ-ГРУП комплекс решений с видеокамерами высокой четкости включает модернизацию станционных сегментов системы видеонаблюдения и аппаратно-программных комплексов ситуационных центров как самого метрополитена, так и ГУВД на метрополитене.
Переход на современные видеокамеры, в свою очередь, позволит гораздо более эффективно, чем сейчас, применять алгоритмы автоматического анализа видеоизображений. Имеется в виду выявление нештатных и потенциально опасных ситуаций: падение на рельсы, наличие оставленных без присмотра предметов, нетипичное поведение пассажиров. Не менее существенный вопрос — возможность идентифицировать лица пассажиров для сравнения с розыскными базами данных. Но эта задача без реализации видеонаблюдения высокой четкости не может быть решена в принципе.
Весьма важно и то, что подобную работу нельзя считать специфической именно для метрополитена. Подобные программно-аппаратные комплексы видеонаблюдения сейчас все чаще используются для очень многих задач обеспечения безопасности, да и вообще в автоматизации процессов управления. Они могут применяться в системах автоматизации любых объектов, эксплуатация которых сопряжена с повышенными рисками. Кроме того, они могут оказаться полезными в системах принятия решений реального времени, которые все более необходимы в современной динамичной среде.
Также отметим, что в силу ряда технических ограничений МЧС, ФСБ, МВД и другие заинтересованные ведомства сейчас не имеют возможности получать информацию с действующих систем безопасности метрополитена в необходимом им объеме. Положение нужно менять, и это третья из задач модернизации. Межведомственное информационное взаимодействие явно требует совершенствования, а это важная задача, далеко выходящая за рамки отраслевых задач метрополитена.
Для этого потребуется создать единое инфопространство, выработав алгоритмы сопряжения и унификации протоколов обмена между различными источниками и получателями информации.