В последнее время в Китае быстрыми темпами идет процесс урбанизации. В других странах он сопровождался массой издержек — в частности, ростом преступности. Однако в Китае заметных последствий подобного рода удалось избежать. Это связывается прежде всего с эффективной работой правоохранительной системы.
Но проблемы все же имеют место. Так, например, во многих городах в полной мере проявляются хорошо знакомые нам издержки быстрого роста количества автотранспорта — пробки на улицах, рост аварийности и травматизма. Обратной стороной бурного экономического развития становится появление производств, аварии на которых могут иметь тяжелые последствия. Они уже случались, причем в некоторых случаях последствия захватывали и сопредельные территории России, как не раз было, например, при масштабных утечках опасных химикатов в реки Амур и Сунгари.
Сыграло свою роль проведение целого ряда мероприятий перед такими крупными событиями, как Олимпийские игры 2008 г. в Пекине и Всемирная выставка 2010 г. в Шанхае. Как раз в рамках подготовки к этим форумам и стартовали комплексные проекты по построению «умного города». Первые результаты были достигнуты уже к 2007 г. Система обеспечения безопасности оставалась там лишь одним из элементов, пусть и одним из самых важных. Эти системы включали в себя и инфраструктуру взаимодействия граждан и государственных органов («электронное правительство»), и средства интеллектуального управления потреблением ресурсов: воды, тепловой и электроэнергии, а также обеспечение образования, здравоохранения, ЖКХ. При этом часто удается сделать так, чтобы расходы населения на их потребление сокращались, а доходы энергетиков, наоборот, росли за счет сокращения краж электроэнергии и роста собираемости платежей.
Таким образом, в Китае внедрение подобных технологий шло сначала в больших городах. В России же, наоборот, реализация программы «Безопасный город» начиналась с относительно небольших городов уровня районного центра. Очередь областных центров пришла лишь относительно недавно. В Китае же старт был дан в крупнейших мегаполисах. Впрочем, китайские города очень крупные. Даже центр уезда вполне может иметь население в 2—3 млн человек. Это, как подчеркнул Николай Хрущак, руководитель направления по работе с органами государственной власти компании Huawei, — главная сложность при реализации таких проектов. Очень сложно выбрать пилотную зону, которую можно было бы затем расширять. Ни для кого не секрет, что та же система видеонаблюдения будет малоэффективной в пределах одного района. В итоге масштаб проектов очень велик. Например, при реализации проекта в Гуанчжоу было задействовано более 80 тыс. одних только видеокамер. При этом, как отметил Николай Хрущак, и к задаче построения систем безопасности подходили комплексно, не ограничиваясь установкой системы видеонаблюдения.
Естественно, эти проекты реализуются в несколько этапов. Сначала, по словам Н. Хрущака, запускается система видеонаблюдения на наиболее оживленных улицах и в общественных местах, устанавливаются датчики и другие средства сбора данных. Следующая составная часть — коммуникационная инфраструктура. Затем идет платформенный уровень, где происходит сбор и хранение данных. И последний уровень — приложения, относящиеся к различным сферам функционирования всего, что относится к «умному городу», в том числе и приложения, связанных с обеспечением безопасности.
В целом решения выбираются по принципу «не важно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей». Естественно, определенные преференции по отношению к китайским компаниям имеют место, но решения от международных вендоров также активно используются. Например, в целом ряде проектов применяется ПО от IBM. Строительство сетевой и информационной инфраструктуры, как правило, передается частным компаниям, которые затем могут использовать ее в коммерческих целях. Этим решаются сразу две задачи. Во-первых, снижаются материальные и временные затраты, и, во-вторых, строятся современные каналы связи и коммерческие ЦОД.
Затем функциональность постепенно наращивается. В систему включаются системы транспортной безопасности и контроля движения, системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, причем в разных городах функциональность смешается в ту сторону, которую диктует местная специфика. И в этом нет ничего удивительного, как и в любой большой стране. В Шанхае или Гуанчжоу, например, снегопад если и возможен в принципе, то чрезвычайно редок, зато тайфуны происходят регулярно. В Пекине же ситуация будет диаметрально противоположной.
В результате, по итогам совместного исследования компаний Ericsson и Arthur D. Little, Пекин и Шанхай вошли в десятку лидеров среди «умных» городов мира. При этом только города Китая и США попали в этот список дважды. Для сравнения, Москва оказалась на 11-м месте.