В сентябре текущего года компания IDC представила отчет Russia Cloud Services Market 2011—2015 Forecast and 2010 Competitive Analysis. Как ясно из названия, он посвящен анализу и прогнозу рынка облачных вычислений, включая публичные сервисы и частные облака. Перспективы этого рынка IDC оценивает очень высоко. По мнению некоторых коллег — даже слишком высоко. При этом использование в качестве клиента мобильных устройств имело отчетливую тенденцию к снижению, хотя раньше многие полагали, что будет как раз наоборот.
Впрочем, имея даже скромный опыт работы с мобильными устройствами, можно понять, почему так происходит. Интерфейс приложений при переносе в облачную среду, как правило, не меняется. Построен он в расчете на использование средств ввода традиционного ПК, не важно, стационарного или портативного, оснащенного экраном высокого разрешения, полноценной клавиатурой и указательным устройством (мышью, трекпойнтом, тачпадом). А при замене клиентского устройства на что-то другое у пользователей таких приложений начинаются сложности.
При этом наибольшие неудобства возникают при использовании принципиально других средств ввода. Особенно если управляющие элементы небольшие или активно задействованы щелчки правой или средней кнопкой мыши. Положение осложняется и тем, что нельзя рассчитывать на использование целого ряда привычных системных средств, которые на мобильных платформах по определению отсутствуют. Об ActiveX, например, просто не может быть и речи. HTML 5, Flash и Silverlight могут поддерживаться, причем иногда не в полном объеме, а могут и не поддерживаться.
При этом рынок мобильных платформ еще и существенно фрагментирован. Различные сложности могут иметь место даже при использовании разных версий одной программной платформы, а только устройства на Android используют не меньше дюжины версий. Привносит свою долю хаоса и то, что мобильные устройства часто попадают в компанию, что называется, партизанским способом. Сотрудники просто используют в служебных целях личные устройства, закупку которых никто не координирует и не контролирует. И во главе процесса часто стоят сотрудники отнюдь не рядовые, с мнением и предпочтениями которых приходится считаться.
Ну а работа с инфраструктурой виртуальных машин в облаке (модель DaaS, рабочий стол как сервис) с мобильных устройств просто превращается в мучение. И что самое неприятное, от программной платформы это не зависит. Будь то PC-совместимый планшетный ПК или устройство на других платформах, результат будет одинаково отрицательным и не приведет ни к чему, кроме многократного снижения производительности труда сотрудников. Также, по мнению аналитиков IDC, серьезным тормозом является слабое развитие беспроводных сетей связи с приемлемой стоимостью. Можно даже не напоминать о том, какой объем сетевого трафика создает применение облачных технологий, особенно по модели DaaS.
При этом бороться с использованием мобильных технологий все же контрпродуктивно. Тем более что выход из этого тупика есть. Даже более того, вариантов два. С одной стороны, можно адаптировать облачные приложения для более комфортного использования на мобильных устройствах. С другой — можно применять клиентские приложения, нативные для той или иной мобильной платформы, настроив их сопряжение с корпоративными системами: ERP, CRM, ECM, BI. А таковых с каждым днем становится все больше, причем для всех более-менее распространенных платформ.
Выбор конкретного варианта действий нельзя считать задачей с универсальным ответом на все случаи жизни. Надо еще учитывать, какие именно системы применяются на том или ином предприятии для решения той или иной задачи, какие именно устройства предпочитают сотрудники. Так что возможны различные сочетания.