Состоялся очередной ежегодный форум IBM Lotus. На этот раз в центре внимания оказались так называемые социальные бизнес‑сети, то есть программные решения для создания внутрикорпоративных аналогов социальных сетей, таких как Facebook или Twitter. Это направление активно развивается во всем мире, и в нашей стране тоже есть успешные проекты, в том числе с использованием продуктов IBM. Так, Новгородский государственный университет (НовГУ) недавно дополнил свой портал на платформе WebSphere социальной сетью IBM Connections.
Как и другие инструменты, пришедшие из Интернета и адаптированные для корпоративной среды, социальные бизнес‑сети принципиально отличаются от собственно корпоративных инструментов по одному важному параметру: в них не содержание определяет форму (что нормально), а наоборот. Форма представления информации дана заранее, поскольку нужно, чтобы пользователи без труда опознали систему-прообраз, известную им по Всемирной сети. Соответственно содержание, или контент, приходится подбирать под форму.
И если «родные» для бизнеса системы автоматизации работают по преимуществу с базами данных, где информация жестко структурирована, то интранет, корпоративный портал, социальная бизнес‑сеть «заточены» именно под неструктурированный контент. Наладить работу с таким контентом удается не везде: ни один проект не застрахован от неудачи. Интранет‑странички, не обновлявшиеся несколько лет, или бездействующие порталы — отнюдь не редкость (как, впрочем, и заброшенные серверы в Интернете).
На круглом столе, проходившем в рамках Lotus-форума, один из участников рассказывал о трудностях с внедрением социальных бизнес‑сетей: пользователи, активно пишущие в Facebook, ничего не хотят писать в практически не отличимую от нее корпоративную сеть. Можно заметить, что успех публичных социальных сетей тоже непредсказуем: какая‑то одна из них приобретет бешеную популярность во всем мире, другая, с совершенно аналогичными возможностями и похожим интерфейсом, будет известна только небольшой специфической группе пользователей, третья умрет, не родившись, из четвертой все вдруг неизвестно почему перебегут в пятую, и т. д.
Тем не менее у социальных сетей есть одна существенная особенность, которая повышает вероятность их успеха в корпоративной среде по сравнению с более ранними инструментами управления знаниями. Это неотчуждаемость контента, реализованная с помощью механизма профилей. Профили совершенно меняют способ организации знаний. Суть изменения интуитивно понятна, но сформулировать ее оказалось непросто. Во время упомянутого круглого стола это лучше всего удалось Олегу Полукееву из компании Genus Technologies, реализовавшей проект в Новгородском университете. Олег использовал английские словосочетания content-centric и person-centric: если раньше мы искали просто информацию по определенному вопросу, то теперь хотим (и можем) узнать, от кого эта информация исходит, насколько автор компетентен в данной области, писал ли он что‑нибудь на смежные темы, имеет ли смысл задать ему дополнительный вопрос. Таким образом, знания неразрывно связаны со своим носителем. Можно провести здесь некую параллель с организацией научных знаний: «именные» теоремы и уравнения — это не только признание заслуг их авторов, но и проверенная веками форма упорядочения информации.
Одним из известных препятствий при создании систем управления знаниями было нежелание экспертов отдавать знания в общую корпоративную «копилку»: чтобы написать статью, эксперт отвлекался от основной работы, а в результате его значение для организации как бы снижалось, поскольку знания, которыми раньше владел он один, становились общим достоянием. Механизмы социальных сетей, по‑видимому, способны снять эту проблему. Отвечая на новый вопрос, заданный под неожиданным углом, эксперт может актуализировать знания, которые до сих пор хранились только у него в голове, то есть фактически создать новое знание. Важно лишь, чтобы в компании была потребность совместно обсуждать рабочие вопросы и готовность к такому обсуждению.