Хотя горячие обсуждения аутсорсинга как бизнес-модели и ИТ-аутсорсинга как средства решения насущных проблем компаний разного размера начались уже около десяти лет назад, споры об их значении не утихают, а реальные деловые практики складываются небыстро и непросто. По-прежнему велики и оптимизм, и скепсис относительно такой формы взаимодействия.
Начнем со скепсиса. Действительно, до сих пор корпоративный рынок, рынок крупных компаний, холдингов не ставит перед ИТ-подрядчиками задач, требований, которые только и могли бы двигать развитие аутсорсинга в стране. Поведение клиентов этого класса прогнозировать в целом малореально, можно только отметить постоянное и усилившееся в последнее пятилетие стремление использовать ИТ-инсорсинг. В организациях, его предоставляющих, работают тысячи сотрудников, сосредоточены значительные ресурсы. Пока что инсорсинговые компании играют пассивную роль на ИТ-рынке, но мощь их растет. В конечном итоге они могут выйти на открытый рынок. Это вопрос времени и амбиций их владельцев, многие из которых рассматривают подобный вывод как риск по отношению к основному бизнесу. Поэтому на практике такого движения сейчас нет.
Маловероятно также, чтобы крупные западные ИТ-компании инвестировали в России сервисные бизнесы. Во всяком случае ряд провальных проектов сильно подпортил им реноме, а кроме того, западные компании боятся рисковать и строить инфраструктуру доставки сервисов в России. Известно довольно много примеров, в частности опыт Австралии, которые показывают, каким может быть путь развития ИТ-аутсорсинга в стране. Сначала интенсивно развивается инсорсинг крупных холдингов, затем «ИТ-дочки» выходят на рынок, понимают, что им не удается на нем играть достаточно успешно. В этот момент должны прийти крупные ИТ-игроки, лучше, если западные, консультанты с международным опытом, и фактически втянуть в себя эти инсорсинговые образования. А уже на их базе идет дальнейшее развитие аутсорсинга. У нас тоже могло бы так произойти, но этого не случилось. В текущем году финская Tieto предприняла ряд шагов, намереваясь приобретать российские ИТ-активы, в том числе внутренние сервисные компании, однако пока слишком рано считать это тенденцией, тем более успешной.
Не стоит забывать, что с точки зрения инвестора сервисный бизнес — весьма рискованная покупка. Чаще всего бизнес российских ИТ-инсорсеров а) молодой, ему редко более двух-трех лет, б) основан на моноклиенте, который по закону может расторгнуть контракт в течение месяца. Строго говоря, у инсорсера нечего покупать, ведь в сервисном бизнесе продаются люди и контракты, других активов у него быть не может. Случаи, когда инсорсеру, а не основной компании принадлежит инфраструктура, крайне редки. Российские ИТ-компании не настолько богаты, чтобы строить собственную инфраструктуру, свои дата-центры. Пока что примеры можно пересчитать по пальцам, да и то лишь в столице. Возможно, будет усиливаться роль государства в ИТ-бизнесе вообще и в аутсорсинге в частности. Здравый смысл подсказывает, что для реализации масштабных проектов автоматизации в госсекторе, как уже начатых, так и планируемых, необходима система распределенных центров обработки данных, причем выгодней всего строить каждый для нескольких систем сразу. Но пока подобных примеров не видно, и всем известная ведомственная разобщенность вряд ли позволит им в ближайшее время появиться.
В большинстве стран развитие ИТ-рынка идет благодаря среднему бизнесу, его потребностям. Он и у нас рад бы сыграть такую роль, но, по большому счету, ИТ-компаниям сейчас невыгодно с ним работать из‑за низкой маржи. Как следствие, они не смотрят на средние компании, не знают их специфики. Такая разобщенность сильно препятствует каким‑либо инновациям. Пока что в среднем бизнесе свыше 40% автоматизации приходится на функции коллективной работы: почту и порталы. ERP используют не более 10% средних компаний. Практически не используются в этом сегменте технологичные системы, в том числе CRM, SCM и другие. Проанализировав эту печальную картину, самое время перейти к позитивным прогнозам. Откуда бы им взяться? В основном весь возможный оптимизм базируется на ведущей технологической тенденции последних лет — виртуализации и переходе к облачным вычислениям.
Тридцать лет назад все вычисления выполнялись на больших машинах, мэйнфреймах. Затем пришла эра PC, разработка ПО стала распределенной, а софт уже писали преимущественно для персоналок. Движение к балансу началось с появлением клиент‑серверных архитектур, поскольку было ясно, что вычисления, как энерго- и ресурсоемкие функции, эффективнее выполнять централизованно. Стали развиваться центры обработки данных. И это естественный путь, по которому мир будет идти и дальше, стремясь к энергосбережению и ускорению вычислений.
И здесь я вижу две основные тенденции. Одна — изменение самих центров, в том числе их объединение, и переход к виртуальному управлению ресурсами в них. В полной мере будет работать понятие виртуального сервера, которых можно сделать столько, сколько нужно. Утилизация этих мощностей в любом случае окажется намного выше, чем утилизация отдельно стоящего сервера. При этом скорее всего виртуализация коснется не только серверов, физически стоящих рядом, но и расположенных в разных местах. Будут создаваться виртуальные дата-центры, что близко к идее облачных вычислений. Это связано в первую очередь с ростом энергозатрат на производство вычислений, так что эффективность использования ресурсов становится одним из самых важных факторов. С рабочих станций вычисления будут перетекать в вычислительные центры. Рабочая станция прекратит существование в своем нынешнем виде. Это будет клиент, гаджет, устройство, с помощью которого можно будет получить доступ к любым услугам дата-центра.
Вторая тенденция: кардинальное изменение подхода и к разработке, и к развитию ИТ, и к доставке услуг. Ведь простые клиентские гаджеты обслуживать практически не нужно, все обслуживание, а значит, и необходимые ресурсы сконцентрируются в дата-центрах. Никто не будет бегать по рабочим местам пользователей, это станет нонсенсом.
Еще больше изменится разработка. Показательна одна из последних разработок Apple — интерактивное мобильное устройство, по сути мало чем отличающееся от компьютера. Создав его, компания открыла магазин, где можно было по вполне разумным ценам купить приложения для этого устройства и автоматически их установить. Это иллюстрирует систему разработки и развития ПО, действовавшую еще несколько лет назад, когда потребности бизнеса и персонального пользователя были разделены. В результате же виртуализации произойдет объединение. Вся разработка, вычислительные операции сконцентрируются в одном месте, тогда как клиентские устройства будут предоставлять исключительно возможность доступа.
Потребности самих людей, конечно, при этом не изменятся — все равно потребуются персональные приложения. Но если раньше, да и теперь еще, их разрабатывали отдельные люди в разных местах, то со временем, возможно, возникнет некая единая среда разработки, в рамках которой будут удаленно общаться разработчики программ со всего мира.
В результате виртуализации изменится и система доставки услуг. А при переходе к терминальному доступу аутсорсить будет значительно легче, причем как заказчикам, так и исполнителям. Аутсорсинг будет четко двигаться к сервис-провайдингу. Все компоненты ИТ-услуг — и софт, и оборудование — объединятся в единый пул, на базе которого формировать ИТ-услуги станет проще. Практически это означает, что клиенты объединят свои вычислительные мощности с мощностями аутсорсера, при этом администрирование постепенно будет отходить в область ответственности аутсорсера. Это соображение касается в первую очередь среднего бизнеса.
При этом, хотя у российских ИТ-компаний в большинстве своем нет денег на развитие инфраструктуры, строительство дата-центров все же продолжится — на инвестиционные деньги, приходящие из других отраслей как вложения класса венчурных. Это будут инвестиционные проекты со стороны государства, частного бизнеса, западных инвесторов, возможно, и совместные проекты. В любом случае мощности появятся, но проблемой станет их утилизация, продажа. Тут без ИТ-компаний не обойдется, поскольку только они хорошо знают, как продавать эти вычислительные мощности. Скорей всего, ИТ-компании смогут создавать дата-центры второго уровня, арендуя часть чужих площадей.
Виртуальные среды, по‑видимому, разделятся на два сегмента. В одном предоставление услуг будет формализовано максимально возможно — это сервис по требованию. В перспективе он займет половину, а может быть и больше, рынка услуг. Речь идет о слое вычислительных мощностей, предоставляемых на формальных условиях, обеспечивающих нечто типичное, общеупотребительное, как нынешний хостинг. Некоторые уже существующие приложения отлично могут быть предоставлены по этим формальным правилам, доведены до уровня сервисов: почта, платформы взаимодействия, CRM, SCM. Такой подход интересен в первую очередь среднему бизнесу. Вместе с тем крупный бизнес всегда будет тяготеть к решениям индивидуальным, сделанным специально для клиента, на заказ. Значит, должен существовать другой слой вычислительных мощностей, где услуги предоставляются с минимумом формализации. И аутсорсинг в этой второй зоне никогда не получит широкого распространения.
Таким образом, целый ряд изменений, вызванных виртуализацией, приведет к усилению использования аутсорсинга компаниями среднего масштаба. При этом я имею в виду не американский средний бизнес, а массовый сегмент российского бизнеса с числом занятых до тысяч человек и оборотом до сотен миллионов рублей. Конечно, на одну лишь неизбежную виртуализацию уповать было бы абсурдно.
Что нужно, чтобы аутсорсинг был востребован средним бизнесом? Явно он должен быть более адаптирован к нуждам среднего бизнеса по цене, быстроте и набору услуг, чем это есть сейчас. Это необходимое, но не достаточное условие. Важен также и определенный уровень доверия потребителя к ИТ-компании. Без него средний бизнес не станет работать по такой модели, не позволит сторонней организации вмешиваться в вопросы информационной безопасности, контроля над данными и приложениями и т. д. Если же будет выстроено доверие, будут решены и все остальные задачи.
Таким образом, с точки зрения перспектив на среднем рынке ИТ-компаниям нужно совершить подвиг, на который сейчас едва ли кто готов. Однако можно предположить, что в том числе в результате виртуализации ИТ-компании смогут быстрей адаптировать свою ценовую политику и процессы доставки услуг к возможностям и запросам среднего рынка.
Когда же влияние виртуализации станет столь явным, что начнет существенно влиять на рынок? Вероятнее всего стоит говорить о перспективе нескольких ближайших лет.