CIO — Chief Information Officer, то есть главный управляющий информацией, если переводить дословно. Директор по ИТ (или ИКТ) — это руководитель службы, ответственной за обеспечение ИТ-услугами и информационными и коммуникационными технологиями. Согласитесь, что в определениях разница есть, есть она и на практике. Поэтому предлагаю поделить руководителей служб ИТ на CIO и директоров по ИТ. Конечно, речь идет не о директорах по названию, которые руководят подразделениями, состоящими из 2—10—20 человек, и по сути работы и ответственности являются руководителями среднего звена, а о реальных топ-менеджерах, участвующих в принятии важнейших решений по управлению своими компаниями.
Сознательно не касаюсь материальных вопросов, хотя они очень важны и оказывают большое влияние на принятие карьерных решений. Но я считаю, что когда материальные условия берут верх над прочими, то карьера CIO или директора по ИТ на этом заканчивается. Таким людям надо идти в другую сферу деятельности или в собственный бизнес.
«До»
Все известные мне директора по ИТ, как и я сам, закончили технические вузы и прошли путь от рядовых должностей (программисты, системные администраторы) до руководителей отделов или департаментов ИТ.
Мало кто владел собственным бизнесом до поступления на эту должность: для старта бизнеса необходима, помимо расчета, доля авантюризма, а директор по ИТ должен обладать здоровым консерватизмом и основательностью в обеспечении поддержки текущей деятельности с упором на надежность, совмещая это со стремлением к внедрению новых, но уже проверенных, технологий. Речь идет о производственных и финансовых компаниях, в ряде отраслей ситуация несколько иная. Но несколько примеров такого пути привести можно. И надо признаться, такие директора имели очень неровную карьеру, чередовавшую стремительные взлеты с падениями.
А вот у CIO пути были разные. Подавляющее большинство перешло из директоров по ИТ. Но некоторых из них назначили на эту должность в порядке ротации кадров (такая практика редка, но вызывает уважение) с позиций «директор по развитию бизнеса» и «директор по качеству». Другие пришли из руководства проектами, когда после успешного руководства получали предложение остаться у заказчика в ином качестве. Вообще, наличие CIO — это удел крупных компаний с уровнем зрелости выше среднего, если, конечно, название должности не просто дань моде.
Развитие карьеры
Если не учитывать элементов везения, развитие карьеры обычно идет по таким направлениям:
- увеличение масштаба деятельности через:
- расширение сферы деятельности и зоны ответственности внутри компании,
- участие во внешних проектах,
- переход в другие компании;
- новые интересные проекты и сферы приложения ума и усилий;
- дополнительное образование.
Для успешной карьеры и самореализации действует очевидный принцип — «оказаться в нужное время в нужном месте» (не рассматриваю здесь многочисленные случаи назначения «по блату»). Замечу, что и нужное время, и место выбираем мы сами. Но даже если правильный выбор сделан, то должна быть психологическая и идейная совместимость с высшим руководителем и действующей командой. Желание изменить мир должно быть, однако надо понимать, что достигается это через помощь другим участникам процесса. Если у окружающих нет желания изменить мир или совместимость с ними не достигнута, то правильнее будет признать, что найдено не то место.
Наиболее продуктивным способом продвижения по карьерной лестнице, на мой взгляд, является периодическая смена работы, не реже чем через пять — семь лет. За меньшее время в среднем и крупном бизнесе просто не реализовать действительно стоящих крупных проектов и не добиться результатов. Случаи продвижения «от сохи» до гендиректора — в крупных компаниях скорее исключение, чем правило. Чаще «нет пророка в отечестве своем». Перешагнуть потолок в рамках одной компании можно либо в случае кардинальных потрясений, либо в случае не менее кардинального развития, когда в условиях недостатка времени и кадрового голода высший руководитель обращает внимание на проверенные внутренние кадры, имеющие в конкретный текущий момент для него большую ценность. Вывод: если в обозримом будущем нет перспектив и ситуация стабильна, а потолок по карьере и масштабам уже нащупывается, правильнее будет подумать о новом месте работы. Конечно, иное дело, если вам осталось пару лет досидеть до пенсии, и вас «и тут неплохо кормят».
Очень помогает развитию и карьере реализация различных инновационных проектов. Например, внедрение первыми технологий, решений, бизнес-практик или их комплекса, которые в отрасли пока никто не применяет в стране или в мире и которые позволяют получить конкретное конкурентное преимущество или даже изменить рыночную позицию компании. Другой перспективный вариант — участие во внешних проектах, например, реализации ИКТ инициатив международных или национальных организаций.
Важнейшее условие развития карьеры — постоянное само- и другое образование, особенно если с момента получения базового образования уже прошло лет этак 15. Здесь важно не столько закрывать текущие потребности и удовлетворять свой собственный интерес, но, главное, предугадывать, что будет востребовано компанией через два-три года, чтобы снова оказаться в «нужное время и в нужном месте». В основном это, конечно, номерные курсы по дисциплинам и темам, которые необходимы для реализации задач, стоящих в стратегических планах компании. Если руководство компании достаточно понимает необходимость повышения квалификации сотрудников, часть курсов может быть инициирована руководством. Но обычно соблюдается принцип «помоги себе сам». «Мода» на MBA или MBI сейчас несколько отошла, и наличие такого образования уже не рассматривается как сильное конкурентное преимущество. К сожалению, состав курсов MBA ориентирован больше на финансистов и генеральных директоров компаний, поэтому представляет ценность напрямую для директора по ИТ или CIO, только если в вашей компании управление ИТ рассматривается как управление бизнесом или им является. Косвенные выгоды, особенно при базовом техническом образовании, конечно, есть, но если не заниматься вопросами, которые затрагиваются в программе постоянно, то через пару лет актуальность знаний в основном будет утрачена. Состав большей части курсов MBI для меня остается загадкой — создается ощущение, что это для «начинающих» ИТ-директоров либо для тех, кто не имеет профильного образования, так как там рассматриваются темы, которые руководитель ИТ‑службы и так обязан знать, или какие‑то детали ИКТ-инфраструктуры. Самое интересное, что в составе дисциплин и экзаменов управления информацией просто нет.
«После»
Не могу привести примеров создания собственного бизнеса после ухода с позиции CIO, но иногда у действующих CIO есть собственный небольшой бизнес. На собственном опыте знаю (пытался развивать свой бизнес параллельно карьере), что это помогает в повседневной деятельности и в общении с людьми бизнеса — лучше понимаешь психологию и мотивы поступков. Также помогает делу знание различных юридических и учетных аспектов управления предприятием с позиции собственника.
Практически я пока видел только четыре «после»:
1) переход в бизнес на другую позицию — директор по развитию бизнеса, директор по маркетингу, финансовый директор. Много было разговоров в прессе и на различных форумах по поводу миграции CIO -> CTO (Chief Technology Officer), однако реальных примеров я лично не знаю;
2) переход на хлеба независимого консультанта либо из‑за усталости от постоянной борьбы за отношение к ИТ, службе ИТ и себе, либо из‑за стремления к независимости и уверенности в своих силах, либо из‑за невостребованности в своей компании;
3) переход в ИТ-компании (консалтинг, системная интеграция) от желания себя попробовать «по ту сторону» до стремления делать то же самое, но будучи защищенным от произвола внутри компании внешним договором;
4) дауншифтинг, вызванный моральной усталостью или желанием переждать тяжелый период в жизни. Видел в двух вариациях:
- переход на не руководящую позицию профильного специалиста,
- отъезд в «теплые края» и превращение хобби или иного увлечения в профессию (кратковременное или не очень).
Никак не берусь комментировать. Это выбор каждого. Если человек ощущает себя на месте и счастливым после такого шага — значит, он все сделал правильно.