Как мне кажется, для ИТ-директора есть несколько основных возможностей развития: расширение полномочий от чистого ИТ в сторону создания-автоматизации-оптимизации бизнес-процессов или операционного менеджмента, переход на сторону поставщика — в сервисную компанию или в консалтинг, в конце концов переход ИТ-директором в другую отрасль. Конечно, есть еще возможность открытия собственного бизнеса.
Я на себе попробовал все эти варианты, следил за успехами и неудачами коллег, выбравших один из таких путей, и хочу рассказать об известных мне плюсах и минусах этих подходов. Ведь результат перехода далеко не всегда соответствует изначальным ожиданиям. Итак, первый и самый простой вариант «борьбы со скукой» — переход ИТ-директором в другую отрасль. Он не приводит к существенному увеличению объема работ, полномочий или ответственности, позволяет быстро «вписаться» в бизнес за счет имеющихся знаний в области ИТ и гарантированно избавляет от скуки на год-другой, поскольку у каждого бизнеса своя специфика, а ее изучение весьма занимательно. Рисков практически нет. Главный минус — таким путем сложно добиться существенного увеличения размера оплаты труда, но ведь не в деньгах же счастье!
Еще один очень интересный путь — переход на сторону поставщика или в консалтинг. За счет накопленного практического опыта можно совершить очень хороший скачок в уровне оплаты труда, получить замечательную возможность удовлетворять любопытство и «погружаться» в специфику разных компаний, а также иногда существенно снизить нагрузку (например, по сравнению с ИТ в ритейле или банке). Это довольно сложный путь, хотя лично мне этот период запомнился как очень интересный и активный.
Главные минусы и основные риски этого пути скрыты в том, что необходимо быть готовым к частым командировкам. И, что еще страшнее для многих айтишников, необходимы развитые коммуникационные навыки для делового общения.
К сожалению, для очень многих ИТ‑специалистов неумение вести грамотное деловое общение является большой проблемой, однако причина этого кроется не в широко распространенном стереотипе о патологическом неумении ИТ-шников налаживать рабочие контакты. Как мне кажется, причина в том, что при подготовке ИТ‑специалистов многие учебные заведения дают внушительный объем технических знаний, однако полностью упускают из виду гуманитарную подготовку. Выходящий из такого учебного заведения айтишник зачастую не в состоянии конкретно, корректно и аргументированно сформулировать свои мысли на бумаге или во время делового совещания.
Многие компании, зная об этой проблеме, уделяют особое внимание развитию коммуникационных и менеджерских навыков у ИТ‑специалистов, ведь имеющийся у них ИТ-бэкграунд зачастую будет давать им значительное преимущество на не ИТ‑позициях. И наконец, самые сложные шаги — расширение полномочий, когда к функционалу ИТ добавляются, например, бизнес-процессы, необходимость грамотно управлять большим количеством не ИТ‑персонала или даже целой компанией. Это одновременно и самые эффективные, и самые сложные направления. Они приносят больше всего работы, но и больше удовольствия от ее успешного выполнения и, как следствие, материальной выгоды. Правда, навыков для этих вариантов развития нужно существенно больше, а это значит и необходимость обучения, и существенное увеличение нагрузки, в том числе психологической. Как ни печально, но лишь половина айтишников способна на такое, другие же, выбрав эти направления, рискуют из хорошего ИТ-директора превратиться в плохого менеджера или разорившегося собственника… Тем не менее первой половине это по плечу, и после двух-трех лет напряженной работы они смогут с удовольствием констатировать тот факт, что у них получилось.
Перед выбором следующего шага в своей карьере (именно — перед!) я бы советовал как следует оценивать свои силы и возможности, прибегая к помощи коллег или даже подчиненных либо руководства. Это даст возможность посмотреть на себя со стороны, узнать мнение других людей о том, что надо «подтянуть» перед следующим шагом.
Ведь даже оставаясь на той же позиции, мы имеем множество способов расти и готовиться к продолжению карьеры!