В апреле — мае на сайте www.iemag.ru проходил опрос с целью оценить, чем не устраивают ИТ‑специалистов традиционные рабочие места на базе ПК и какая замена им кажется наиболее адекватной. В этом опросе участвовало 62 человека, что позволяет сделать некоторые выводы.
Прежде всего, в ходе данного вопроса мы ставили задачу выяснить, чем же именно не устраивают традиционные рабочие места на базе ПК. Как видно из рис. 1, приоритеты потенциальных потребителей оказались не совсем такими, какими их видят поставщики решений. Такие проблемы, как малый жизненный цикл и высокий уровень отказов традиционных систем на базе ПК, оказались самыми малозначимыми, они набрали менее 5%. Зато низкий уровень безопасности с более чем 19%, высокие затраты на поддержку с почти 18%, а также недостатки в эргономике (занимают много места — 17,7%, высокий уровень шума — 16%) показали самый высокий приоритет у участников опроса. Довольно актуальной оказалась и задача повышения энергоэффективности оборудования, на которую указало 6,5% участников опроса. И в этом нет ничего удивительного, учитывая тот факт, что еще в начале 2010г. спрос на электроэнергию достиг докризисного уровня. А за это время никаких заметных тенденций к снижению не было, скорее наоборот. Так что значение данной проблемы будет только повышаться, особенно вследствие того, что ввод новых генерирующих мощностей явно не успевает за увеличением спроса. Темпы их ввода даже ниже, чем были до начала острой фазы кризиса.
При этом довольно высока доля тех, кто планирует внедрить одно из альтернативных решений. Только около 20% участников нашего опроса однозначно заявили, что не собираются ничего предпринимать для внедрения каких‑либо альтернативных решений организации рабочих мест. Зато почти 10% опрошенных уже приступили к такому проекту, а 69,4% планирует сделать это в более отдаленной перспективе.
В качестве возможной альтернативы ПК наиболее популярным оказалось сочетание различных технологий (рис. 2). Такой подход выбрала без малого треть участников. Этого следовало ожидать, поскольку применение каждой из имеющихся на рынке технологий в чистом виде сопряжено с целым рядом потенциальных издержек и неудобств. А значит, их внедрение может если не закончиться полным провалом, то оказаться излишне затратным и привести к нежелательным побочным эффектам. Например, производительность труда сотрудников снизится на время адаптации к непривычной рабочей среде или просто вследствие того, что снижается «отзывчивость» используемых приложений (пусть, возможно, и периодически). Кроме того, подобный проект легко можно будет заморозить, в том числе и временно, на любой стадии без какого бы то ни было ущерба, что важно в нынешней непростой экономической ситуации. Ну или просто исправить, если что‑то пошло не так, как предполагалось. В конце концов, важно и просто оценить на практике, на каком участке то или иное решение можно применять, а на каком этого делать не стоит.
Второе и третье места разделили переход от стационарных ПК к ноутбукам и использование технологии виртуализации рабочих мест. На них указали по 16% участников нашего опроса — возможно, потому, что эти подходы наиболее удобны, причем как для тех, кто их внедряет, так и для пользователей, и имеют меньше всего технических и организационных ограничений. Так, именно их использование полностью сохраняет привычную для пользователей рабочую среду и практически не требует переучивания. А применение ноутбуков к тому же требует минимального внесения изменений в существующую инфраструктуру.
Что касается целей проекта замены ПК, то ни одна из возможных задач не собрала большинства ответов у участников опроса (рис. 3). Несколько больше остальных — почти 11,3% — собрал пункт о снижении затрат на поддержку рабочих мест, но в целом разница была практически на уровне погрешности. Впрочем, такое распределение может означать и то, что в его ходе планировалось решить не одну задачу, а несколько, причем выделить ту из них, что имеет максимальный приоритет, не представлялось возможным. Нельзя исключить и того, что могли ставиться задачи, не вошедшие в наш список. Среди них, например, снижение затрат на лицензирование ПО при использовании терминальных сервисов и виртуализации, а оно может быть довольно значительным при большом количестве клиентских рабочих мест. Или набирающий все большую популярность перевод сотрудников на надомный режим работы. Также актуальна проблема обеспечения мобильных и разъездных сотрудников полноценными рабочими местами с доступом к корпоративным данным и групповым приложениям. И использование терминальных технологий или виртуализации — одно из наиболее обычных ее решений. Не стоит забывать и о том, что для организации рабочих мест можно задействовать недогруженные серверные мощности, что повышает эффективность использования оборудования. Не так редко ставится задача обеспечения возможности запуска привычных приложений на «модном» устройстве, которое приобретено кем‑то из руководства. Еще одно обстоятельство — участники вопроса не смогли указать явную причину начала работ по проекту. А среди таких, как изменение бизнес-процессов компании, рост числа мобильных пользователей и то, что внедрение альтернативной технологии организации рабочих мест стало побочным результатом другого проекта, больше всего голосов участников опроса набрал последний пункт — почти 10%.
Среди препятствий на пути реализации такого рода проектов участники нашего опроса тоже не смогли выявить наиболее значительное (рис. 4). Таких оказалось без малого 60%. Среди других особенно часто отмечали такие пункты, как недостаток средств (12,9%) и недостаток экспертизы на рынке (11,3%). Впрочем, на технологические ограничения сослалось ненамного меньше опрошенных, около 10%. Все это оказалось ожидаемым, за исключением разве что низкого удельного веса возможного сопротивления персонала, но данная причина всегда недооценивается ИТ‑специалистами и руководством. Хотя в перечень проблем не вошли, например, такие, как неразвитая телекоммуникационная инфраструктура и низкое качество услуг связи. А они весьма важны для компаний территориально распределенных и тех, где велика доля мобильных сотрудников.