Новость хорошая: на услуги, связанные с технической поддержкой оборудования для центров обработки данных, цены не увеличиваются. Речь идет о ценах в долларах или евро. Новость плохая: цены контрактов на техподдержку такого оборудования и не снижаются. Это объясняют тем, что не закончились текущие контракты, которые заключаются на длительные сроки, как минимум на год. Фактически стабильность цен означает их повышение. Ведь доходы у большинства российских компаний рублевые, а соотношение рубля и доллара сейчас совсем не то же, что и год назад.
При этом наблюдается снижение цен на новое оборудование, иногда довольно значительное, однако многие софтверные компании цены на поддержку поднимают, часто синхронно с повышением стоимости лицензий. Пока стоимость услуг технической поддержки производителей оборудования находится в точке неустойчивого равновесия и может как измениться в сторону снижения, так и вырасти. Есть тенденции и к тому, и к другому. Какие возобладают, пока сказать сложно. С одной стороны, заказчики, что вполне естественно, хотят, чтобы эти цены были снижены. Особенно если речь идет о покупателях, лояльность которых тому или иному вендору хотелось бы сохранить. Тем более что очень многие заказчики сокращают покупки не только оборудования, но и контрактов на его обслуживание. Вместе с тем, за счет доходов от поддержки вендоры иногда пытаются восполнить возможные потери от снижения конечных цен на оборудование. Особенно эта проблема касается систем хранения, где стоимость оборудования составляет в стоимости проекта относительно небольшую долю, в то время как основная часть — это услуги, в том числе и связанные с технической поддержкой. Все происходит примерно так же, как на рынке устройств печати и копирования, где основной источник прибыли составляют расходные материалы, в то время как сами устройства продаются ниже себестоимости.
Не стоит забывать и о том, что вендоры, как правило, сами не занимаются оказанием услуг по технической поддержке, отдавая все это на откуп партнерам. Когда речь идет о стандартных пакетах, вопросов нет. Но всяческого рода услуги по расширенной поддержке, прежде всего связанные с постгарантийным обслуживанием, очень часто сопровождались, скажем так, всяческого рода манипуляциями. Сейчас жалоб на злоупотребления такого рода стало больше. Тем более что на этот рынок выходит много небольших компаний, среди которых немало тех, кто не рассчитал свои силы, да и просто однодневок. «Никто не может гарантировать качество предоставляемых услуг, выполнение обязательств по срокам, а также наличие квалифицированных специалистов, подменного фонда и т.д. И где гарантия, что через полгода данная компания все еще будет существовать на рынке?» — так прокомментировал генеральный директор «Аквариус Сервис» Сергей Скворцов эту ситуацию для журнала CRN/RE. Впрочем, есть и другая причина: многие компании из‑за недостатка средств откладывают плановую замену оборудования, что приводит к заметному росту количества ремонтов. На это, в частности, указал газете CRN/RE Андрей Воробьев, директор подразделения системных инженеров и сервиса APC by Schneider Electric в СНГ (Владимир Смирнов, «Сервис в кризисные времена» // CRN/RE, № 16, 2009). Хотя в той же самой статье представители других компаний отмечали, что объемы оказания таких услуг сокращаются.
Кроме того, есть явная тенденция к сокращению наличия запасных частей на складах у дистрибьюторских компаний. Это вполне естественно, поскольку любые товарные запасы представляют собой замороженные инвестиции. И все было бы ничего, но скорость прохождения грузов через таможню тоже уменьшилась. В результате срок замены вырос с четырех недель до шести — восьми. А о том, что время — деньги, лишний раз напоминать не надо.
Некоторые компании при этом подняли цены на запасные части, хотя такие случаи пока единичны. Так, в уже процитированной статье из газеты CRN/RE среди таких назывались Eaton и Asus. Кроме того, сокращается количество сервисных центров, особенно в регионах. Все это может привести не к падению цен, а к их росту. Хотя будем надеяться, что все же победит тенденция к снижению.