Одной из центральных проблем докризисного кадрового менеджмента в области ИТ было удержание ИТ-специалистов. После массовых сокращений начала 2009 года картина резко изменилась. Многие ИТ-директора стали говорить о необходимости повышать нагрузку на сотрудников, а в качестве основного метода мотивации всерьез предлагалось указывать на «очередь из кандидатов за дверью». Кандидатов, судя по всему, сейчас действительно хватает (хотя есть мнение, что «стоящих» людей не так уж много), а вот с мотивацией все может оказаться сложнее.

По результатам опроса, проведенного на сайте iemag.ru в январе-феврале 2009 года, 23% респондентов надеялись сохранить уровень ИТ-сервисов на фоне сокращения ИТ-персонала за счет оптимизации мотивации оставшихся сотрудников (см. «Оптимизация элитарная и массовая», IE №2-3, 2009). При этом 40% ответивших заявили о уже состоявшемся сокращении ИТ-специалистов, а 12 % сообщили, что планируют набирать персонал. Более свежими данными о поведении работодателей в отношении ИТ-специалистов в России мы не располагаем, зато на днях были опубликованы результаты исследований, проведенных в Европе и США компанией Robert Half Technology, согласно которым 86% из 1400 опрошенных представителей компании с численностью 100 человек и более не планируют изменения численности ИТ-персонала в третьем квартале 2009 года, увольнять ИТ-сотрудников собираются только 6%, а остальные 8% - нанимать. В России, судя по всему, число увольнений по инициативе работодателей тоже идет на убыль, о чем косвенно можно судить по данным опросов HeadHunter, касающихся, правда, не только ИТ-специалистов, а всех вообще: в феврале по сокращению штата было уволено 47% тех, кто потерял работу, а в апреле – 27%; по собственному желанию уволились 27% в феврале и 37% в апреле. По ликвидации предприятия были уволены 9% и 11% соответственно.

По идее можно было бы сказать, что ситуация на рынке труда в каком-то смысле стабилизировалась: большинство компаний уже «оптимизировали» численность, массовые увольнения прекратились. Казалось бы, работодателю все карты в руки: безработных полным полно, роста экономики, а следовательно и увеличения потребности в ИТ-специалистах пока не видно, – мотивируй, указывая на дверь, сколько хочешь, повышай производительность, подтягивай «скрытые резервы»… Но тут появляется тревожная для работодателей тенденция: согласно исследованию, проведенному группой компаний HeadHunter в июне 2009 года, уровень удовлетворенности офисных сотрудников местом работы крайне низкий – 40% опрошенных задумываются об увольнении по собственному желанию как минимум раз в день, не думают об увольнении вообще только 11% респондентов (отчет об исследовании озаглавлен «Я устал, я ухожу»). Если мы посмотрим на опросы и экспертные оценки прошлых лет (см., к примеру, IE №12, 2008), то вспомним, что ИТ-специалисты как правило более «подвижные» и менее «терпеливые» сотрудники, чем прочие. Это связано с повышенным спросом на них и обостренным чувством собственной значимости, обычным для айтишников. Плюс к этому некоторые кадровые агентства отмечают рост зарплат ИТ-специалистов на 10-18% с начала года (по оценкам тех же агентств ранее в связи с кризисом зарплаты айтишников понизились в среднем на 25-30%), а также рост числа открытых вакансий в рубрике «ИТ&Телеком» почти на 30%... Естественно, думать об увольнении – это не тоже самое что уволиться на самом деле. И ситуация на рынке труда, особенно в регионах, вероятно, помешает подобным мыслям материализоваться. Но думать об увольнении – это как минимум меньше думать о результатах труда, и работать с меньшей самоотдачей.

Что это значит для работодателей и руководителей ИТ-служб? Наверное то, что на «легкие» способы мотивации сотрудников рассчитывать не стоит, и уж тем более не стоит ими злоупотреблять. Что какими бы ни были сводки о состоянии рынка труда, необходимость наблюдать за настроением коллектива ИТ-службы никто не отменял. Может быть с людьми, которые уже окончательно «демотивированы», и стоит расстаться. Но тем, кто остается работать, по-прежнему необходимы ясные цели и задачи, внятная оценка их труда со стороны руководства, поощрение успехов, возможность развиваться, благоприятная рабочая атмосфера и адекватная рекреация. Иначе какая же может быть «оптимизация мотивации»?