Пик борьбы производителей ПО за свои интересы с нелегальными пользователями пришелся на 2007 год, и накал ее, похоже, спадает. Объединения производителей ПО, призванные защищать их интересы (BSA и НП ППП), постепенно избавляются от чрезмерной агрессивности в выражениях и более сдержанно демонстрируют карательный энтузиазм. Да и результаты налицо. Согласно данным IDC, уровень компьютерного пиратства в России в 2008 году снизился на 5% по сравнению с 2007 годом и составил 68%. Как предполагают эксперты IDC, снижение уровня пиратства может быть связано с такими факторами, как действие программ легализации, меры, предпринимаемые государством, рост продаж портативных ПК и развитие SAM, распространение более гибких видов дистрибуции. Кризис, по мнению исследователей, на уровень пиратства влияет неоднозначно, и характер его влияния установить пока не удалось.

К исследовательской методологии IDC, конечно, есть вопросы, но более достоверных данных нам пока никто не предлагает. Надо сказать, что снижение уровня компьютерного пиратства или его повышение — это по большому счету показатель того, насколько успешно производители программного обеспечения отстаивают свои интересы. При этом общественности постоянно прививается представление о борьбе с пиратством как о чрезвычайно важной политической, социально-экономической и культурной миссии. Характерно, что представители альянсов производителей ПО неохотно говорят о том, как взаимосвязаны рост доли ПО с открытым кодом и снижение уровня пиратства. Да и может ли им понравиться такой подход к лечению «смертельной болезни» общества?

Изменения в правоприменительной практике

Однако правовая безопасность и защищенность компаний, использующих ПО, беспокоит нас гораздо больше, чем абстрактный уровень компьютерного пиратства. Несовершенство законодательства ведет к формированию пагубной правоприменительной практики в области лицензирования, и мы писали об этом неоднократно. И здесь есть некоторые подвижки: например, в закон «О милиции» внесены поправки, согласно которым милиция больше не может проводить финансово‑хозяйственные проверки предприятий (п. 5 ст. 11). Это значит, что проверка ПО «на лицензионность» больше не должна проходить «как бы заодно», для нее требуются определенные основания.

К таким основаниям согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» в редакции от 22 декабря 2008 года относятся: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках противоправного деяния; поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в производстве. Понятно, что если правоохранительным органам по каким‑то причинам интересно проверить именно вашу компанию, подобные ограничения законодательства вряд ли помешают это сделать. Но, с другой стороны, такого рода поправки действуют в русле постепенно складывающейся тенденции к ограничению правоприменительного беспредела.

Хотя правоприменительная практика в первую очередь определяется законодательной базой, способность пользователей отстаивать свои интересы, права как в частном порядке, так и публично тоже имеет большое значение. Позитивные изменения происходят в результате совершенствования не только закона, но и навыков самозащиты у потребителей программных продуктов. Так, нарушения, допускаемые представителями госорганов в ходе проверок, очень часто сопровождаются заявлением в прокуратуру от организации, подвергавшейся проверке. Такого рода активность пользователей, повышение их уровня юридической грамотности приводит к тому, что проверяющие становятся более корректными и стараются не делать резких движений без особой надобности.

Это хорошая новость, что косвенно подтверждается неофициальной статистикой правоприменительной практики BSA (Business Software Аliance) и ее членов: по данным за I квартал 2009 года, количество проведенных проверок снизилось более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, а число возбужденных уголовных дел сократилось более чем вдвое. При этом если в 2007 году обвинительный приговор выносился приблизительно в одном случае из трех, то в I квартале 2008 года обвинительные приговоры вынесены по двум из трех дел.

Увеличение доли обвинительных приговоров может свидетельствовать о повышении профессионализма представителей проверяющих органов: число уголовных дел, заводимых «понапрасну» снижается. Обвиняемыми, как говорят юристы, чаще всего оказываются генеральные директора организаций, реже иные лица (системные администраторы, руководители ИТ‑служб), чью причастность к преступлению удалось подтвердить на основании соответствующих документов или других весомых доказательств. При этом, несмотря на всю жесткость законодательства, наказания пока ограничиваются условными сроками.

В общем, паниковать не стоит — не так страшен черт, как его малюют, но… защищайтесь, господа!