Необходимость сокращать расходы в кризис, похоже, привела к тому, что передача на аутсорсинг обслуживания ИТ-инфраструктуры распространяется все больше… Однако там, где раньше не предполагали.
В докризисные времена многие думали, что в авангарде аутсорсинга будут крупные компании и наиболее востребованными окажутся услуги вроде Desktop lifecycle solution, порог рентабельности которой — как минимум две тысячи рабочих мест. При этом считалось, что аутсорсинг будет основным средством борьбы с «кадровым голодом» в сфере ИТ. Но предложение такого рода услуг заметно отставало от спроса. А в кризис и вовсе сошло на нет, что показывают результаты исследования «ИТ в условиях кризиса», где приоритет передачи ИТ на аутсорсинг оказался самым низким из всех предложенных инициатив. В связи с этим напомним, что среди респондентов нашего исследования преобладают крупные и средние компании.
Но кризисная действительность преподнесла очередной сюрприз. Аутсорсинг оказался более востребован средне-малыми и малыми предприятиями, а также государственными и муниципальными учреждениями. Причем прежде всего региональными — и это при том, что целый ряд аутсорсинговых услуг до осени 2008 года за пределами Москвы, Петербурга и еще нескольких крупнейших городов просто отсутствовал.
И тем не менее если внимательно посмотреть на ситуацию, то ничего удивительного тут нет. Дело в том, что иметь своего ИТ‑специалиста, по крайней мере на полную ставку, для небольших предприятий весьма накладно. ПК там мало, и раньше с затратами можно было мириться, поскольку заработная плата была невелика. Лет семь-восемь назад даже ходила присказка, что дешевле Windows-администратора только уборщица. Но в последние годы оплата труда ИТ-персонала росла весьма быстрыми темпами. И даже кризис не привел к ее снижению, а только остановил рост, и то не по всем позициям.
Накладывалась и отраслевая специфика. Так, в некоторых государственных и муниципальных учреждениях, в частности образовательных и медицинских, ИТ-персонал до сих пор просто не предусмотрен штатным расписанием. Ну а перекладывать соответствующие функции на вышестоящую организацию тоже не выход, хотя бы потому, что далеко не всегда можно добиться должного уровня оперативности. В результате еще в самом начале массовой компьютеризации появились так называемые «приходящие сисадмины», которые обслуживали несколько небольших предприятий. Как правило, это были самоучки, нахватавшиеся поверхностных знаний, и квалификация их частенько оставляла желать лучшего. Но заметьте: это фактически аутстаффинг — одна из форм аутсорсинга.
После кризиса 1998 года они практически исчезли, и теперь их место постепенно занимают компании, которые делают более-менее выгодные предложения небольшим предприятиям. К примеру, по этому пути идет ряд региональных отделений «Сети компьютерных клиник» (сервисный проект компании «Мерлион»), занимающихся техническим обслуживанием ПК и периферии. Интересно отметить, что, как правило, всё решается на уровне личных отношений: в относительно небольшом городе, где люди, так или иначе связанные с ИТ, друг друга знают, этого добиться проще, чем в мегаполисе. И этим объясняется, почему данный процесс начался именно в регионах.
Да, возможно, идет он не так быстро, как хотелось бы поставщикам ИТ-услуг. Да, обе стороны порой набивают множество шишек. Не всё четко выстроено и с организационной стороны. Но со временем проблемы решаются. И ситуация на рынке услуг ИТ-аутсорсинга потихоньку меняется.