То ли сказывается большой жизненный опыт, то ли национальный менталитет дает себя знать, но практически каждое выступление топ-менеджеров на околокризисные темы начинается или заканчивается тезисом: «Он обязательно пройдёт, и с чем мы тогда останемся?». Посткризисная ситуация всех интересует не только в частностях (какими ресурсами, инструментами наша компания будет к тому времени располагать), но и — главным образом — стратегически. Ведь кризис неминуемо, полагают все, приведет к переделу рынка, возможно, к смене лидеров. Те, у кого денег и мудрости пережить «турбулентность» не хватит, станут «активами» тех, кому достало и того и другого на все сложные времена. Естественно, каждому хочется оказаться в числе победителей.
ИТ-компании исключения здесь не составляют. В том числе и ERP-вендоры, которые всячески намекают на скорые и заметные изменения в расстановке сил, предпринимают активные меры, чтобы удержать и упрочить свои позиции, срочно выпускают специальные «антикризисные» приложения.
Насколько можно судить без точной статистики, положение производителей бизнес-приложений в целом и ERP‑систем в частности действительно невеселое. Как вытекает из многих бесед, уже сейчас, не дожидаясь конца года, большинство крупных компаний заморозили свои ERP-проекты, не подошедшие совсем близко к переходу в промышленную эксплуатацию. Однако мнения о разумности, оправданности таких шагов далеко не едины. Что стоит, а что не стоит делать со своим ERP-проектом в ситуации значительной неопределенности? Как уже запущенное приложение такого класса может помочь бизнесу выработать оптимальную линию поведения?
Корпорация SAP AG провела в ноябре круглый стол на тему «Роль бизнес-аналитики в управлении предприятием в период экономической нестабильности». Кроме Иована Марьяновича, генерального директора SAP C.I.S., и руководителей подразделений компании, на нем присутствовали CIO «Аэрофлота» Сергей Кирюшин и руководитель ИТ‑департамента Газпромбанка Александр Строев. Они пытались ответить на перечисленные выше вопросы, и резюме получается примерно таким.
Всё зависит от того, какими средствами будут располагать компании. Кому‑то вообще придется отказаться от любых действий по ИТ-модернизации, кто‑то сможет оставить хотя бы некоторые проекты, поскольку в любом случае заново собирать разбежавшуюся команду и реконструировать когда‑то налаженный, а затем распавшийся процесс — дело неблагодарное, долгое и дорогостоящее. Было подчеркнуто еще и еще раз: если ERP-решение внедрять правильно, то это займёт немало времени и быстрого эффекта здесь ждать абсурдно. С течением времени компания, конечно, выйдет с его помощью на новый уровень учета, контроля и организации процессов, но произойдёт это далеко не сразу. Так что в нынешнем и будущем году скорее стоит говорить о внедрении отдельных модулей уже действующих ERP‑систем, но не о начале новых проектов. И действительно, есть отдельные модули SAP, внедрение которых может дать быстрый эффект. В числе таковых ИТ-директора называли, например, Supply Chain Management, а также Material Management (MM) — управление материально-производственными запасами, логистикой и складом. Важно использовать модули, покрывающие целостные бизнес-процессы и позволяющие повышать эффективность всего процесса целиком.
Кроме того, повышается роль аналитики. Разумеется, когда об этом говорит вендор, который продает соответствующее ПО, то скепсис неминуем, но примечательно, что тема более широкого, более глубокого и при этом срочного, остро необходимого применения средств бизнес-анализа в последние пару месяцев обсуждается на удивление много. Об этом говорят и клиенты Microsoft, и клиенты SAP, и пользователи других систем, причем из самых разных отраслей. Если раньше понятие «бюджетирование» обычно подразумевало: «Хотелось бы, это в наших отдаленных планах», — то теперь мотив совсем иной: «Внедрение бюджетирования — это единственное, что мы оставляем из ИТ-проектов». Было бы абсурдно заявлять, что это массовая позиция, скорее частные высказывания, но они весьма показательны.
На упомянутом заседании круглого стола позиция SAP была сформулирована ярко и четко: аналитика в целом и Business Objects в частности — вот что требуется бизнесу сейчас более всего. При этом вовсе не обязательно располагать развернутым приложением того же вендора — и на базе данных из продукта «1С» построить нужные отчеты не сложно, если знать, что строить, и учитывать отраслевые особенности. В ноябре на международный рынок SAP AG выпускает первые восемь отраслевых аналитических пакетов для решения кризисных задач. Конечно, о локализации речь не идет, но предполагается, что российские финансовые аналитики достаточно хорошо знают свое дело и английский язык, чтобы работать с этими средствами. Правда, набор отраслей несколько странный, госсектор, например, вошел в первые восемь самых срочных, самых нуждающихся в кризисной аналитике отраслей. Возможно, в Европе это и так, но в России отраслевые приоритеты явно расставлены иначе.
Никто, даже сотрудники SAP, не спорит с тем, что аналитический проект и построение хранилища — это задача многих лет, но, как было отмечено собравшимися, в кризис нам не требуются все показатели. Нужно только пять-шесть основных, по которым ведется управление; сделать решение для их анализа можно быстро. Информация всегда избыточна, а у нас есть понимание, какие именно показатели необходимы в кризисный период: связанные с деньгами, с ликвидностью и персоналом, что вызывает затраты и что приносит прибыль. Такие сведения и нужно собрать на один dash-board, а это можно сделать недели за три. Есть, конечно, и отраслевая специфика, но по большому счету все анализируют одно и то же. Надо признать, что безоговорочной поддержки такая позиция не встретила. Было совершенно справедливо отмечено, что любые аналитические проекты, пусть даже самые срочные, основываются на данных, в качестве и оперативности которых нет сомнений. Если компания ими не располагает — увы. Без надлежащей базы даже очень быстро ничего путного не сделаешь. И что еще важней, в бизнес-анализе ключевое слово — моделирование. Именно моделирование позволяет сказать нечто новое в бизнес-аналитике, а средства анализа данных, условно говоря, «прямо из коробки», в том числе Business Objects и другие OLAP-инструменты, не дают нового качества информации. Максимум, на что OLAP‑системы способны сегодня, — как‑то оперативно агрегировать данные, но качественно иного результата с их помощью достичь трудно.
Нужны модели, которые формализуют существующие финансово‑экономические процессы. Обычно знания, представления такого рода находятся только в головах аналитиков. Если они получат среду, инструмент, где такие знания можно формализовать, превратить в модель, то тогда, снабдив эти модели адекватными данными, можно получить новое знание.
Корпоративные ИТ‑системы обычно состоят из трех слоев, трех типов аналитических систем: первый отвечает на вопрос «что было?», второй — «что может быть?», третий — «что нужно сделать, чтобы стало так, как мы хотим?». Сейчас более всего распространены системы первого типа, которые выдают ровно то, что в них заложено, но в разных разрезах. Это закрывает примерно 70—80% существующих аналитических потребностей компаний. Остальные же 20—30% остаются не закрытыми, да и спроса на такую аналитику нет, так как топ-менеджеры понимают, что нет смысла задавать вопросы, на которые никто не может дать ответ. Но как только вендоры начинают предлагать промышленные решения с отраслевой спецификой, ситуация меняется. Общая тенденция в развитии бизнес-аналитики заключается в переходе от систем, обрабатывающих уже известные данные, взятые из ERP, к анализу информации, которую еще нужно создать, сконструировать на основе имеющейся. Необходимо создавать сценарии для тех типов данных, от которых зависит вариабельность управленческих решений.
Этот тезис сам по себе очень интересен и привлекателен, но, к сожалению, готовых решений такого «модельного» уровня автору данной статьи не известно. Участники круглого стола тоже не упомянули о них, разве что кроме Business Objects Predictive Workbench — продукта, анонсированного лишь летом этого года.
Таким образом, оставив в покое сакраментальное «кто виноват?», на вопрос «что делать?» ответы можно получить вполне конструктивные: не спешить и не закрывать резко ИТ-проекты — риск все же весьма велик и должен быть тщательно взвешен. Точечные решения, предназначенные для конкретных проблем, в грядущем году будут пользоваться большим спросом. Ну а если уж ERP — то в виде отдельных модулей, способных поднять эффективность целого бизнес-процесса. И побольше аналитики…