Практически все нынешние мероприятия с предварительно запланированными темами меняют акценты обсуждения. Темы остаются, но ракурс их рассмотрения практически всегда теперь ассоциируется со словосочетанием «финансовый кризис». Именно это произошло и на очередном заседании комитета по инновациям и технологиям Ассоциации менеджеров России, председателем которого является заместитель генерального директора по ИТ компании «Аэрофлот» Сергей Кирюшин. Тема заседания изначально была сформулирована как «Развитие бизнеса через формирование качественного рынка ИТ-услуг». На нем традиционно присутствовали ключевые представители «системообразующей» группы вендоров и системных интеграторов (SAP, Cisco, Microsoft, HP и др.), равно как и представители заказчиков.
Подобные общие темы, будь то кризис или же, наоборот, подъем экономики, неизменно подхватываются ИТ-профессионалами самого разного профиля. Например, исполнительный директор «SAP СНГ» Борис Вольпе согласился, что нынешняя ситуация, возможно, не самая лучшая пора для того, чтобы начинать внедрение крупных ERP-проектов, что время дешевых кредитов не вернется уже никогда и что за последние годы в России произошло колоссальное распухание накладных издержек. Ссылаясь на один из заслуживающих доверия отчетов, Борис Вольпе сказал, что с 2004‑го по начало 2008‑го в среднем до трех крат увеличилось давление накладных расходов на финансовый результат компаний и происходит это не в последнюю очередь благодаря подорожавшему персоналу. Тезис о необходимости переосмыслить подходы в области управления издержками был поддержан всеми.
Однако одновременно было высказано и несколько существенно новых мыслей, о которых до этого широко еще нигде не говорилось Так, Борис Вольпе заявил о якобы беспрецедентных условиях приобретения лицензий SAP. «Мы абсолютно пересмотрели коммерческие условия работы с нашим рынком, — сказал он, — и сейчас можем за договорную цену предоставлять наши лицензии в неограниченное использование на срок до трех, а иногда и до пяти лет». Другими словами, сейчас представительство SAP готово обсудить с заказчиком вопрос о том, что сейчас будет разумной рыночной ценой на определенное число лицензий. И в течение последующих трех лет клиент может «добирать» по сути любое количество лицензий на любое решение SAP по принципу шведского стола с последующей возможностью продления контракта — опять‑таки, по словами Бориса Вольпе, на разумных условиях.
Данное действительно значимое и по всей видимости пока беспрецедентное предложение (однозначно связанное с кризисной ситуацией) инициировало ряд небезынтересных замечаний. Например, по мнению Сергея Кирюшина проблема российского рынка в настоящее время в значительной степени заключается в том, что на нем и так уже существует весьма заметный зазор между достигнутыми со стороны вендоров успехами в продаже лицензий и качеством применения данных лицензий на предприятиях. «Хотелось бы, чтобы вендоры реально инвестировали как интеллектуальные, так и финансовые усилия в то, чтобы конечные решения внедрялись качественно и приносили реальную отдачу, которую от них ожидает бизнес, — отметил он. — При этом желательно, чтобы уровень их ответственности позволял говорить даже о возможности “притормаживать” проекты с недостаточной методологической проработкой».
По сути речь здесь идет о важнейшем компоненте культуры рынка, для которой кризис является очередной проверкой. То есть факторы внезапно возникшего недостатка оборотных средств и критерии качества используемых информационных решений никоим образом связаны не были.
Сама программа, выдвинутая со стороны SAP, конечно же не только не содержит призывов снижать качество, но и способна создать мощные условия для его повышения, с чем согласились участники семинара. Другое дело, что не всё зависит от SAP и многое определяется тем, как рынок в целом воспримет такую безусловно очень значимую в маркетинговом отношении программу. Так, по словам Сергея Кирюшина программа действительно способна помочь компаниям сэкономить на приобретении лицензий SAP ERP, что в условиях кризиса может оказаться значимым. Однако по его же мнению надо понимать и то, что SAP при правильной трактовке данного решения со стороны заказчика является ИТ‑системой, направленной исключительно на решение долгосрочных стратегических задач, а никак не может принести быстрых дивидендов. Получается, что если участники российского рынка уже склонны четко отделять проблемы недостатка средств и тактической экономии от проблем соблюдения стратегических приоритетов и качества решений, то данную программу рынок должен воспринять предельно взвешенно. Если нет — имеющаяся пропасть между показателями продаваемости лицензий и количеством реально эксплуатируемых ИТ-решений может вдруг начать пугающе расширяться. Ведь пока данное предложение уникально, но не исключено, что в похожем направлении в условиях финансового кризиса могут пойти многие крупные вендоры.