А вот как выглядит предисловие (фрагмент) бывшего министра информационных технологий и связи Российской Федерации Леонида Реймана к книге «Профессиональные стандарты в области информационных технологий», изданной Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий в 2008 году: «Сегодня в сфере информационных технологий трудится порядка 865 тыс. специалистов во всех регионах России, зарплата которых, как правило, в два раза превышает среднюю зарплату в том же регионе. Однако отрасли не хватает еще около 190 тыс. квалифицированных работников. Именно поэтому в июне 2006 года на заседании Совета по ИТ в Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации было принято решение о разработке профессиональных стандартов».
С другой стороны, стандарты — это по сути набор абстракций, сами по себе они мало кому интересны. «Мы готовы брать на работу всех, кто хочет работать», — заявил в апреле этого года на научно-практической конференции «Профессиональные и образовательные стандарты в области ИТ как инструмент подготовки кадров для российской экономики» директор фирмы «1С» Борис Нуралиев. То есть интересны люди и та полезная работа, которую они способны выполнять.
Тем не менее с ИТ-кадрами, как говорят, у нас беда. В чем же она заключается, а точнее, каковы основные претензии общества и работодателей к специалистам в области ИТ? А претензии приблизительно следующие.
- Таких специалистов крайне мало, причем каждый из них в своем роде уникален, а потому незаменим.
- Они недостаточно хорошо образованны.
- Их знания, умения, навыки и внешний вид оставляют желать лучшего.
- Их зарплата в два и более раз превышает среднюю зарплату в том же регионе.
- Они слишком часто меняют работу.
- Они не хотят работать вообще.
- Они нужны нам позарез.
Хорошо бы разобраться со всеми перечисленными безобразиями. Для этого следует рассмотреть несколько уровней так называемого «дефицита кадров» (простого «количественного» и «дефицита компетенций»). Первый уровень — общеэкономический дефицит, то есть дефицит, который испытывает российское общество в целом (подробнее об этом читайте в статье «Дефицит кадров и ИТ-образование», IE, № 1/2008). Следующий уровень — дефицит кадров в ИТ-отрасли. И наконец последний, наиболее интересный с точки зрения повседневной практики, — нехватка ИТ-специалистов, имеющая место в отдельной организации. Борьба с кадровым голодом в отдельно взятой компании требует внимания к таким задачам, как:
- формирование квалификационных требований к ИТ-персоналу («моделей компетенции» или внутрикорпоративных профстандартов);
- привлечение квалифицированных кадров;
- разработка и последовательная реализация стратегии удержания ключевых специалистов;
- управление производительностью труда;
- исследование и моделирование мотивации ИТ-специалистов;
- целенаправленное развитие персонала.
При решении насущных проблем, в частности проблемы дефицита ИТ-персонала, всегда есть искушение отталкиваться от представления о том, чтó мы хотели бы иметь в идеале. Да, нам хотелось бы иметь столько-то ИТ-специалистов определенной квалификации, работающих с заданной производительностью труда. Так вот, наши желания — это и есть наши стандарты. И прекрасно, если мы можем ясно и адекватно их сформулировать. Но обычно у нас в наличии отличное от оптимального количество ИТ-специалистов, обладающих при этом отличными от идеальных профессиональными характеристиками. И начинать работать нам придется именно с наличным кадровым составом, по возможности оптимизируя его профессиональную структуру, производительность и численность. Поскольку в повседневной практике мы имеем дело вовсе не со стандартами, а с живыми людьми, то наш успех во многом зависит от того, способны ли мы понять их мотивы, профессиональные и личные устремления. И от того, насколько прилежно будем искать баланс между целями бизнеса и интересами отдельных сотрудников. В этом и заключается человечность менеджмента. Стандарты — это замечательно, но кроме стандартизации «сфера информационных технологий» остро нуждается в гуманизации. Иначе ведь «вкусные ИТ» (как выразилась Марина Аншина, директор по ИТ холдинга «Сибур — Русские шины» в интервью в № 8/2008) не сваришь.
В связи с тем, что уровень шума вокруг профессиональных стандартов в сфере информационных технологий в последнее время достиг критического значения, мы решили, что этому интересному и самобытному явлению пора посвятить тему номера. Но поскольку, как уже говорилось выше, помимо соответствия общепринятым стандартам большое значение имеет желание специалиста работать, то в эту тему номера мы включили также материалы о некоторых аспектах мотивации ИТ-специалистов.