С 1 января 2008 года в России Федеральным законом № 230-ФЗ от 18.12.2006 введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ, в которой объединены все нормы, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности. С этого же дня утратили силу ГК РСФСР, законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», патентный закон РФ и другие нормативные акты.
История о законе
История подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности длинна и запутанна. В 90-х годах над законом работала рабочая группа Исследовательского центра частного права. Созданный проект будущего закона был несовершенен, неоднократно дорабатывался. В 2001-м теми же лицами из исследовательского центра, но уже под руководством Минэкономразвития РФ был подготовлен следующий проект, который стал лучше с юридической точки зрения, разросся в объеме, но принципиально от первого варианта ничем не отличался. Большинством специалистов и международных экспертов он был воспринят весьма критически, из-за целого ряда серьезных недоработок не получил поддержки в органах исполнительной власти страны и не был внесен на рассмотрение в Госдуму.
В 2001—2005 годах была предпринята новая попытка подготовить проект лишь общих положений об интеллектуальной собственности, которые предполагалось включить в ГК РФ. Этот проект все-таки попал в Государственную думу, но дальнейшего движения там не получил. В начале 2002-го Минэкономразвития образовало новую рабочую группу, итогом работы которой стал проект раздела VII «Интеллектуальная собственность» четвертой части ГК РФ. Но и он также был отвергнут. Примерно в это же время почти все специальные законы об интеллектуальной собственности, действовавшие в стране ранее, были существенно изменены и дополнены. Но это еще не окончание истории. В середине 2003-го появился проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в части первую, вторую и третью ГК РФ», подготовленный под эгидой Минпечати РФ. Фактически в нём были те же плюс некоторые иные общие положения об интеллектуальной собственности, которые предполагалось рассредоточить по всему ГК РФ. Этот проект осенью того же года был одобрен Правительственной комиссией по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, а затем и Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Однако весной 2004 года произошла реструктуризация федеральных органов исполнительной власти, и проект закона перешел под крыло Министерства образования и науки РФ. Именно тогда и начался заключительный этап подготовки закона, который завершился принятием четвертой части ГК РФ в декабре 2006 года.
По словам заведующего кафедрой гражданского права юридического факультета СПбГУ экономики и финансов А. П. Сергеева, эта работа на заключительном этапе велась с большой долей секретности. Сам проект, хоть и был подготовлен с заимствованием отдельных статей из прежних проектов, имел с ними очень мало общего. При этом заключительный вариант закона готовили в основном неспециалисты. Лишь двое из группы были учеными, имеющими заслуги в сфере интеллектуальной собственности. Так или иначе, но разработчики проекта четвертой части ГК РФ своевременно заручились мощной поддержкой властных структур, и закон наконец-то был принят. Время обсуждения и критики закончилось, пришла пора осмысления…
О лицензировании
Коснемся лишь одного аспекта вступившего в действие закона — лицензирования. Из того нового, что введено в четвертую часть ГК РФ, отметим понятия «лицензиар» — правообладатель и «лицензиат» — пользователь или лицо, наделенное лицензиаром правами на использование, в частности, программы для ЭВМ. Сама программа должна быть официально зарегистрирована в Роспатенте. Правообладатель, наделенный исключительными правами (это может быть автор либо лицензиар), сам определяет, каким способом будет передаваться лицензиату право и для какой цели: для использования в своей хозяйственной деятельности, для образовательной деятельности либо для оказания услуг третьим лицам. «В нашей практике мы передаем заказчику, лицензиату, “простую неисключительную лицензию” на использование программы для ЭВМ», — пояснил Михаил Гусев, заместитель генерального директора компании «БОСС Кадровые системы».
Имеется в законе и понятие «лицензирование» — термин весьма всеобъемлющий. Под лицензионной практикой могут пониматься как аспекты права, так и политика компании в области предоставления этих прав третьим лицам. Стоимость программы для ЭВМ определяется правообладателем исходя из рыночных условий, поэтому аспекты ценообразования можно отнести к лицензионной политике компании. Но есть такой аспект лицензирования, как «вознаграждение лицензиару» за факт передачи прав.
Существенно, что четвертая часть ГК РФ введена одновременно с изменениями в 149-й главе Налогового кодекса РФ, которые отменяют НДС на передачу «неисключительного права» либо «простого неисключительного права» использования программы для ЭВМ. В гражданском кодексе определено, что при льготном режиме налогообложения переход права на использование должен проводиться на основе соответствующих лицензионных договоров. ГК также подразумевает, что в договоре кроме цели и способа должны быть оговорены сроки и территория использования программы для ЭВМ.
Кроме того, «неисключительное право использования» программы для ЭВМ предполагает возможность модификации кода и его тиражирование. Модификация — это по определению ГК существенное изменение программного кода, которое преобразует его в некий другой код и на некоторый период времени является версией программы. Адаптация системы под конкретного пользователя модификацией не является. Допускается изменение интерфейсов с целью интеграции программного продукта с другими. Имеется в ГК и термин «кастомизация» — по сути это некая «углубленная адаптация конкретной программы для ЭВМ, применяемой у заказчика». Это, кстати, не относится к области действия правообладателя.
Компании, давно зарегистрировавшие свой программный продукт, могут подтвердить свое авторство через официальную регистрацию и на основании договоров, предусмотренных новым законом, передавать лицензиатам права на использование продукта. Но те фирмы, чьи продукты ранее зарегистрированы не были, сегодня испытывают определенные трудности. Перед ними встает проблема: программный продукт, на производство которого во многих случаях были затрачены человеко-годы, сегодня не имеет балансовой стоимости. Эта ситуация возникает из-за ошибок в отражении деятельности разработчиков по налоговому и гражданскому кодексу, а также прошлых ошибок в бухучете. Обязательно должны соблюдаться требования триады этих законов, чтобы результат интеллектуальной деятельности приобрел балансовую стоимость. Тогда данный результат можно зарегистрировать и получить исключительные права, а затем вести деятельность в качестве правообладателя. Эти проблемы касаются продуктов, разработанных ранее. С новыми вроде бы легче.
Казалось бы, в законе всё должно быть определено достаточно четко. Но это на первый взгляд. Многие руководители отечественных компаний-разработчиков рассказывают, что четкость эта обманчива. Каждое последующее ознакомление с четвертой главой ГК РФ выявляет непонимание. К слову, один из топ-менеджеров отметил, что триада данных законов оставила за бортом взаимоотношения компаний-разработчиков с партнерами по бизнесу и дистрибьюторами (передача прав, налогообложение). Тоже проблема.
Кроме того, специалисты высказывают опасения, что введение новых терминов взамен старых внесёт разночтения в уже установившуюся правоприменительную практику. Судьи и юристы, которые проблемами интеллектуальной собственности занимаются не часто, нередко испытывали трудности с прежней терминологией. Поэтому не исключено, что введение новых определений добавит путаницы в подобные дела.
Неразбериха из-за нововведений в законодательстве отразилась на сроках поставки ПО
Вероника Софткова , руководитель направления по инфраструктурным решениям компании «Поликом Про»
Кроме фирм — разработчиков программного обеспечения от изменений в законе безусловно пострадали конечные пользователи. Неразбериха из-за нововведений у производителей и лецинзиаров отразилась на сроках поставки программных продуктов: в течение полутора месяцев невозможно было хотя бы приблизительно сориентировать клиентов на какую-то дату. К сожалению, это негативно повлияло на исполняемые проекты, многие внутренние внедрения затормозились или же остановились полностью.
Также и отмена НДС привела в замешательство многие организации, ожидавшие, что цены на программное обеспечение снизятся как раз на эти 18 процентов. Однако стоимость осталась прежней. Это вызывает недоумение у пользователей, которые теперь спрашивают о предполагаемой скидке. Путаницы можно было бы избежать, если бы Министерство финансов вовремя разослало информационные письма, разъясняющие введенный в июле 2007 года закон, однако на протяжении полугода до его вступления в силу никаких разъяснений не последовало. Письмо, на которое компании опираются сейчас, пришло только 29 декабря 2007-го, и непосредственные изменения в их работе начались с первым рабочим днем в наступившем году. Очевидно, что в скором времени последуют новые официальные письма с целью решить описанные проблемы. Однако очень хотелось бы, чтобы объяснения по подобным изменениям все же проходили в упреждающем режиме, это избавило бы людей от растерянности. Будем надеяться, что ситуация поменяется в лучшую сторону.