Юрий Тарасов
Директор по информационным технологиям
ОАО «Белон»
Угледобывающая отрасль традиционно не числится в лидерах по применению информационных технологий. Однако в последнее время ситуация начинает меняться, в том числе и в области MES. Это подтверждает и выступление ИT-директора ОАО «Белон» Юрия Тарасова на заседании круглого стола, который был посвящен автоматизации управления производством и организован компанией «Промэлектроника» (INTMA Group), занимающейся разработкой автоматизированных систем на производственных предприятиях.
Проблемы
ИT на
российских предприятиях
Хочу сразу сказать, что выражаемая мной точка зрения — это результат собственных наблюдений и общения как с ИТ-специалистами, так и с представителями бизнеса. Угольная промышленность всегда была и остается ресурсо- и энергоемкой, при этом отдача от нее относительно невелика и несравнима с отдачей от добычи нефти и газа. Здесь кроется основная причина ее сильного отставания в развитии и малого инвестирования. Только в последние годы, с появлением нового класса собственников, которые понимают, что информационные технологии — стратегический ресурс предприятия, начались вложения средств в реорганизацию и автоматизацию бизнеса. Можно перечислить еще ряд ключевых проблем отрасли:
- отсутствие внятной стратегии развития информационных технологий, которая
является частью стратегии компаний и направлена на эффективность бизнеса;
- отсутствие организационной составляющей, плохое управление. Информационными
технологиями персонал в основном занимается ради самих информационных технологий,
а не в интересах бизнеса. Как результат — ИТ и бизнес просто не понимают друг
друга;
- наисерьезнейшая проблема — дефицит кадров. Особенно остро она стоит по отношению
к специалистам, осуществляющим поддержку эксплуатации (системные администраторы,
инженеры, техники и др.). К сожалению, квалификация ИТ-менеджеров довольно
низка;
- наследие прошлого — «лоскутная» автоматизация, которая складывалась годами
и сегодня существует на многих предприятиях. Приведу пример: на момент моего
прихода в «Белон» в компании эксплуатировалось около сорока «самописных» систем.
Понятно, что такая ситуация не только тормозила развитие, но и несла в себе
серьезную угрозу подрыва бизнеса;
- отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры, способной объединить территориально распределенные предприятия. Это вообще большая проблема, а для Кузбасса — проблема номер один.
Что же необходимо предпринять, чтобы современные информационные технологии, способные сделать бизнес более эффективным и прибыльным, успешно внедрялись и применялись?
Первое. Прежде всего руководителям любой компании необходимо кардинальным образом изменить свое отношение к ИТ. Топ-менеджеры должны принять и воплотить в жизнь следующий девиз: «ИТ — стратегический ресурс компании», а руководителям подразделений нужно сосредоточиться на решении бизнес-проблем с помощью современных информационных продуктов. Им следует научиться применять системный подход.
Второе. Одной из важных задач является подготовка специалистов нового поколения. Это должны быть не программисты, не электронщики, а ИТ-менеджеры, способные оценивать «масштаб бедствия» на предприятии и принимать продуманные, комплексные решения. Конечно же это не полный перечень того, что необходимо сделать, но, на мой взгляд, реализовав на практике всё перечисленное выше, мы сможем кардинально изменить ситуацию в отрасли.
MES — ключевой уровень автоматизации
Существуют четыре «классических» уровня автоматизации предприятия — уровень технологических процессов (АСУТП), управление производственными процессами (MES), управление всеми ресурсами предприятия (ERP-системы) и стратегическое управление (OLAP-системы). Большинство компаний в России делают акцент на ERP-системы, а когда их заставляет жизнь — то на системы АСУТП. Всё, что связано с MES, — это «темная зона», которой стали уделять внимание только в последнее время. MES-уровень является ключевым, он связывает низший уровень автоматизации с ERP- и OLAP-системами. И без этого звена говорить о какой-либо интегрированной модели автоматизации всех бизнес-процессов просто не представляется возможным. Именно через него проходит всё оперативное управление предприятием. Поэтому максимальный акцент, на мой взгляд, должен быть сделан именно на средний уровень — MES, а не ERP.
Первоочередная задача при построении MES — не внедрение какого-то нового модного инструментария, а измерение основных параметров бизнес-процессов на производстве и оперативное управление ими. Основной поток данных, 75—80%, MES-система получает из уровня АСУТП. Конечно, в идеале это должны быть все 100%, но такое пока труднодостижимо.
Среди конкретных задач, которые решает система автоматизации производственных процессов, хотелось бы выделить две. На мой взгляд, они важны для любого предприятия независимо от отрасли: это управление качеством и себестоимостью продукции в режиме реального времени.
Не за горами вступление России в ВТО, когда вопросы конкурентоспособности станут еще острее, чем сегодня. У компании «Белон» много иностранных заказчиков, и требования к качеству нашей продукции за последние три года очень резко повысились.
Обогащение угля является непрерывным производством, поэтому и качество, и себестоимость необходимо контролировать в темпе, адекватном течению самого производственного процесса. Если мы эти параметры будем контролировать один раз в месяц, опираясь на очередной бухгалтерский отчет, мы никак не сможем оперативно повлиять на них. Но фиксируя эти параметры в режиме реального времени, мы сможем формировать информацию для руководителей самых разных уровней управления для оперативного принятия тех или иных решений.
Пошаговое внедрение MES
Каковы же варианты развития систем управления производством на предприятиях? Их, на мой взгляд, два. Первый вариант развития — по старинке: автоматизация какого-либо производственного процесса как самостоятельная, локальная задача. Второй вариант — системный подход. Он подразумевает пошаговое внедрение MES, которая будет интегрирована в общую «пирамидальную» схему построения ИТ.
Я уверен, что все вопросы автоматизации должны рассматриваться в комплексе. Поэтому мы у себя в компании разработали стратегию развития ИТ, которая является одной из составляющих нашей общей стратегии. Мы определили ее этапы с учетом требований современного бизнеса.
В настоящее время у нас начинается крупный проект по строительству новой углеобогатительной фабрики «Лествяжная». На данном объекте будет реализована та самая четырехуровневая интегрированная модель автоматизации, о которой я говорил ранее. До конца 2007 года мы полностью сделаем нижний уровень — АСУТП. В 2008-м будет завершен уровень MES и частично реализован уровень ERP. Годом позже фабрика начнёт полностью использовать четырехуровневую модель автоматизации.
Для осуществления этого грандиозного плана мы остановили свой выбор на опытных компаниях-подрядчиках. В частности, построение АСУТП- и MES-уровней, их интеграцию будет осуществлять «Промэлектроника», которая уже сделала несколько подобных крупных проектов, в том числе в угольной отрасли.