Куда движутся поставщики ИТ-решений? Безусловно, в ту сторону, в которую их подталкивают заказчики, - такой очевидный ответ можно услышать и от представителей этих компаний, и от аналитиков рынка. Правда, истинность таких утверждений иногда вызывает сомнение...
BI-платформа
В 2003 году на рынке бизнес-аналитики (BI) прослеживалась четкая тенденция к концентрации различных приложений "в одних руках". Основным способом такой концентрации было приобретение компаний (сделки Business Objects и Crystal Decisions, Hyperion и Brio, Actuate и Nimble, Ascential и Mercator, Informatica и Striva). Причем, по-видимому, это только начало. В своих прогнозах редакторы американского издания Intelligent Enterprise полагают, что в 2004 году в BI-сегменте сохранится тенденция к слияниям и поглощениям, а следовательно, и породившее ее стремление к концентрации. При этом ни одна из покупавших компаний не делала секрета из того, что конечной целью слияний является создание полноценных комплектов BI-приложений. В самом начале этого процесса, еще в 2002 году, некоторые поставщики стали использовать понятие BI-платформы, под которым неявно подразумевался полный комплект BI-приложений, необходимых предприятию. Наконец, в середине 2003 года аналитическая компания Forrester Research обнародовала отчет, в котором дала полное (с ее точки зрения) определение BI-платформы. Анализ, который предлагает Forrester, практически един для всех случаев, когда речь идет о какой-либо степени интеграции.
Традиционно именно департаменты компаний приобретали для своих нужд отдельные
BI-программы. Forrester провела опрос среди 25 компаний с годовым доходом 1
млрд долл. и выше, в результате которого выяснилось, что 80% таких компаний
одновременно используют различные BI-инструменты. Понятно, что подобное отсутствие
стандартизации со временем приводит к проблемам.
Когда BI-средства реализуются на уровне департаментов, каждый из них по-своему
организует работу со своими источниками данных и определяет метрики, использующиеся
при анализе. По данным Forrester, в списке проблем чаще других указывались фрагментированность
и несогласованность данных. Более половины (53%) опрошенных Forrester 40 старших
финансовых и операционных менеджеров указали несогласованность в качестве главной
проблемы. Более того, выяснилось, что "даже если департаменты используют
одни и те же источники данных и инструменты, различия в выборе ключевых бизнес-метрик
приводят к противоречивым результатам". Именно поэтому в определение BI-платформы
вошел тезис о необходимости единого пласта метаданных, включающего универсальные
для всего предприятия метрики.
По мнению Нейта Рута, автора отчета Forrester, BI-платформа - это комплекс приложений от единого поставщика, предоставляющий "унифицированный общекорпоративный пласт данных" и обеспечивающий централизованные инструменты для работы с ним (тут Рут подчеркивает, что речь идет о легких инструментах). При этом комплекс должен предусматривать использование универсального набора метрик.
Аналогичного подхода придерживается и другая аналитическая компания, Gartner. Ее аналитики отмечают, что доминирующей ИТ-тенденцией является стремление к модели Business Process Fusion, т. е. к очень высокой степени интеграции процессов планирования, оптимизации, моделирования и прочих функций, связанных с управлением производительностью. Использование единых и горизонтальных BI-функций по всему предприятию является необходимым компонентом этой модели.
Другой проблемой использования различных BI-инструментов в компаниях является стоимость информационно-технологической поддержки и обучения работе со множеством BI-программ. Опрос Forrester показал, что предприятия "переоценивают возможности пользователей в отношении работы со сложными инструментами". Соответственно, в определении Forrester делается определенный упор на облегченные инструменты.
Проблемы с качеством
Вроде бы в описанных схемах все логично и обоснованно. Однако несколько более детальный взгляд на источники проблем при работе с корпоративными аналитическими инструментами "приземляет" эти стратегические концепции. Результаты других опросов также заставляют перевести разговор из стратегической плоскости в чисто практическую. Даже простые, на первый взгляд, процессы, связанные с миграцией данных, являющиеся необходимой основой для проектов по организации информационных хранилищ и BI, по-прежнему сталкиваются с трудностями.
Опрос примерно 300 разработчиков, системных архитекторов и IT-руководителей, проведенный организацией Information Architecture Team, выявил поразительные факты. Было обнаружено, что большинство респондентов (подчеркнем, все они принимали участие не в одном проекте, связанном с миграцией данных) до сих пор не способны разрешить множество из застарелых проблем, и в первую очередь - банальный вопрос качества данных. Более 60% респондентов называли испорченные или дублирующиеся данные в числе главных источников неприятностей при работе с аналитическими инструментами, а 19% опрошенных упомянули пропавшие данные.
Опрос Information Architecture Team показал, что на реализацию ETL-проектов (Extract, Transform, Load - извлечение, преобразование, загрузка данных) обычно уходило почти в два раза больше времени, чем запланировано. Только 27% опрошенных заявили, что им удалось осуществить отображение данных в запланированный срок. На испытания результатов ETL-проектов обычно уходило почти на два с половиной месяца больше, чем запланировано, а 23% опрошенных потратили на испытания на семь месяцев больше времени, чем было запланировано графиком. Почти половине опрошенных потребовались дополнительные денежные вливания, связанные с миграцией данных, объемом в среднем 75 тыс. долл. И, наконец (ужасающая цифра!), средняя стоимость реализации проектов по миграции данных оказывалась в 10,7 раза выше расходов, заложенных в бюджете. Разница более чем на порядок!
По данным исследовательской организации Data Warehousing Institute, проблемы с качеством данных обходятся американским предприятиям более чем в 600 млрд долл. ежегодно. Совсем недавно я участвовал в достаточно простом проекте, направленном на создание бизнес-аналитики "поверх" данных обычной бухгалтерской системы (эдакий канадский аналог "1C"). Так вот, из четырех месяцев первого этапа проекта половина была потрачена только на подготовку, выверку и исправление данных, хранящихся в бухгалтерской системе. Хотя нам и удалось завершить проект в срок, но трудоемкость этой задачи превысила наши первоначальные оценки примерно вдвое (что и послужило поводом для сбора материала для данной колонки). Во всем мире компании тратят миллионы долларов и море времени (значительно больше запланированного), стремясь довести до ума накопленные в финансовой системе данные. Вот какова цена некачественных данных.
Интеллектуализация ELT-средств
Эти факты показывают, что проблемы в проектах, связанных с бизнес-аналитикой, заключаются отнюдь не в отсутствии универсальных для всего предприятия метрик и не в централизованных инструментах для работы с ними. По крайней мере, пока единые метрики и инструменты волнуют лишь очень малую часть предприятий во всем мире (напомним, что Forrester опросила 25 компаний с не менее чем миллиардным доходом). Гораздо большую часть компаний волнуют более прозаичные вопросы. В частности, можно слышать, что "поставляемые ИТ-компаниями ETL-инструменты ничего не делают для повышения качества данных", "ETL никогда не знает, что делать с испорченными данными, и ничего не делает для усовершенствования ситуации с вашими данными в целом". Это цитаты из отчета Information Architecture Team. Большая часть участников опроса были недовольны использованными ETL-инструментами, и это совсем никак не связано с BI-платформой.
По мнению Рута из Forrester, наиболее близко подошли к идеалу BI-платформы такие разработчики, как Cognos и Oracle. По многим параметрам предложения Cognos выглядят предпочтительнее, однако Oracle имеет преимущество в плане стратегии и совокупной доли своих продуктов на рынке. Возможно, в долгосрочной перспективе движение к интеграции и созданию платформы целесообразно. Однако оно как-то уж слишком хорошо укладывается в стратегию продавца ("максимальное количество приложений из одних рук"). Слишком уж гладко получается - необходимое компаниям расширение рынка само плывет им в руки в виде запросов клиентов.
По моему мнению, необходимость такой платформы - это иллюзия. Говорить о том,
что BI-платформы являются насущной потребностью сегодняшних компаний, пока очень
и очень рано. Сегодняшним покупателям BI-приложений во всем мире гораздо важнее
расширение и интеллектуализация традиционных ETL-средств. Им необходим более
корректный анализ исходных данных, предсказание возможных сложностей при анализе,
а также более эффективные и удобные метаданные в каждом частном случае. Именно
эти новшества должны в первую очередь привести к сокращению расходов и росту
рыночных преимуществ предприятия. Именно эти ETL-средства с повышенной интеллектуальностью
повлияют на графики и стоимость реализации проектов.