Авторы многих статьей и руководств на тему внедрения корпоративных систем предупреждают,
что эти инициативы похожи на марафон: компании надо готовиться к длительному
"забегу". Предприятия, рассчитывающие получить стратегическое преимущество,
должны потратить значительное время на реинжиниринг своих бизнес-процессов.
Мероприятия по внедрению корпоративных систем управления редко заканчиваются
успешно, если не перестроят предварительно бизнес-процессы, не изменят оргструктуру,
нормативные документы и так далее. А все это требует времени и времени.
Конечно, теория управления проектами осуждает их затягивание и поощряет быстрые внедрения. И это наверняка правильно, однако практика весьма расходится с такими рекомендациями. Так, по опыту работы в Канаде на пять ИТ-проектов, связанных с автоматизацией бизнес-процессов, приходится только один относительно быстрый. Несмотря на все рекомендации ИТ-проекты, инициируемые бизнесом (или бизнес-проекты с большой долей ИТ, как угодно), в большинстве своем быстро не завершаются. На одного быстрого марафонца приходится от пяти до десяти средних.
Закручивание гаек
Противодействие этим тенденциям со стороны руководителей компаний и ИТ-директоров
в частности, совершенно понятно. Один из самых распространенных приемов, которым
при этом пользуются заказчики, - ценовой прессинг. В последние годы ИТ-заказчики
всячески снижали цены до минимума. Первыми жертвами гонки за сокращение затрат
на ИТ стали нициативы по внедрению систем корпоративного уровня, тесно связанных
с бизнес-процессами компаний, которые в других условиях позволили бы повысить
прозрачность и снизить простои, сократить производственные циклы и затраты.
Ведь материальная выгода от подобных систем проявляется со временем. Потребность
же в безотлагательном урезании цен и стремление получить результаты в кратчайший
срок привели к сворачиванию многих долгосрочных ИТ-инициатив.
Наблюдающаяся в последние годы кампания по урезанию ИТ-затрат, похоже, положительно отразилась на цифрах доходности, но вместе с тем, возможно, безнадежно нарушила ориентированное на совместную работу равновесие среди ИТ-заказчиков и ИТ-поставщиков. "Передовые" предприятия позаботились о том, чтобы все ИТ-партнеры в равной мере чувствовали боль, вызванную необходимостью снижения затрат. В ответ на снижение инвестиций ИТ-поставщики стали искать способы усовершенствовать свои процессы и снизить затраты. Стали появляться методики ускоренного и упрощенного ведения сложных бизнес-проектов с ИТ-составляющей. Но вендоры - это только вершина айсберга. Экономия на проектных затратах у поставщиков ИТ-услуг достигла поистине всеобщих масштабов. И эти масштабы не могут не сказаться на качестве работ. Бездумная экономия неминуемо ударяет бумерангом по своим инициаторам.
Утрата знаний
Аналогичные процессы идут и на уровне ИТ-отделов компаний. Беседы с ИТ-директорами
показывают, что ИТ-бюджеты урезаются гораздо чаще, чем этого требует разумная
экономия затрат. Ведь урезание затрат на операционную деятельность ИТ прежде
всего ведет к уходу ключевых специалистов. К сожалению, недавние кампании по
сокращению ИТ-затрат сильно проредили ряды среднего и высшего ИТ-менеджмента
во многих фирмах. Сокращения, возможно, и были необходимы для целей краткосрочной
экономии, но эти ИТ-отделы потеряли ценное знание о бизнесе и ИТ-партнерах,
которое им необходимо для дальнейшей работы.
С другой стороны, для успешной реализации и получения выгоды от инициатив по
внедрению ИТ-технологий компаниям нужны сотрудники, обладающие знанием о поставках,
производстве и распределении сырья, а также об обслуживании конечных потребителей
(промышленных и розничных). На формирование этого знания требуются годы. Как
видим - снова бумеранг экономии, бьющий по своему инициатору.
Так что когда вы в следующий раз будете решать вопрос о сокращении затрат на ИТ, подумайте хорошенько - а не запускаете ли вы бумеранг…