Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как из первозданной пучины технологий
и бизнес-процессов возникают новые приложения. Никогда не было недостатка в
плохих идеях, эволюция которых неизменно заводит нас в тупик, - лучшим примером
таких решений являются разработанные "упертыми" фанатами приложения,
предназначенные для поиска и решения никому не известных бизнес-проблем. Когда-то
все новые приложения создавались именно такими фанатами, но сегодня они стали
динозаврами в области разработки приложений. Идея развития технологий ради технологий
настолько устарела, что практически любые приложения, разработанные фанатами,
обречены на провал.
Что же касается программ, разработка которых начинается не со стороны технологий,
а со стороны бизнеса, то такие приложения имеют шанс на выживание в дарвиновской
системе программной индустрии. Большинство программных компаний сегодня утверждают,
что именно так они и подходят к процессу разработки. Однако даже при использовании
этого простого принципа средний жизненный цикл новых приложений оказывается
короче, чем нам хотелось бы. Это означает, что для успеха программы требуется
и кое-что другое (помимо отказа от принципа "технологии ради технологий").
За свою жизнь я успел посетить множество совещаний, посвященных разработке
новых продуктов, и проследить за судьбой множества программ, как успешных, так
и провальных. На основе этого опыта я выделил три ключевых принципа, если и
не гарантирующих новому программному продукту успех, то, по крайней мере, способных
служить важными признаками успеха как для поставщика, так и для покупателя программного
продукта (другие факторы, скажем финансовая жизнеспособность поставщика или
его способность использовать технологии, также играют здесь важную роль, но,
полагаю, вы достаточно хорошо осведомлены об этом и без меня). Осмысление факторов,
влияющих на успешность ПО, поможет вам лучше оценивать новые программные приложения,
а также их связь с вашим бизнесом.
1. Автоматизация существующих процессов
Вот один из уроков, усвоенных в результате крушения дот-комов: если мы хотим
заставить компанию работать по новой, революционной схеме, особенно если эта
схема предусматривает синхронизацию взаимодействий с множеством партнеров, то
не стоит рассчитывать на то, что эту задачу нам позволить решить какой-то отдельный
программный продукт.
Лучшим примером этому могут служить онлайновые торговые площадки или Интернет-рынки,
возможности которых раньше представлялись поистине безграничными. Они должны
были переместить все транзакции по покупкам и продажам business-to-business
из парадигмы "телефон-факс-почта" в прекрасный мир Интернета. Выяснилось,
однако, что для такого преобразования нужно радикально видоизменить бизнес-процессы
огромного числа компаний, поэтому закон естественного отбора предрешил участь
таких приложений.
Компании скоро поняли: единственное, что им действительно по силам, - это автоматизировать
существующие неавтоматизированные взаимодействия между двумя бизнес-партнерами,
например, перевести на Интернет-технологии свои EDI-транзакции (обмен электронными
документами). Усовершенствование EDI оказывается жизнеспособным вариантом, поскольку
изменения связаны не с созданием новых бизнес-процессов, а с повышением эффективности
существующих. Всеобъемлющее видоизменение бизнес-процессов, которое адепты Интернет-торговли
навязывали пользователям, оказалось не по зубам большинству клиентов.
Хорошим примером автоматизации существующих процессов является ПО Business
Operations Compliance компании Edge Dynamics. С помощью этого продукта компании
приводят свои процессы в соответствие с существующими бизнес-правилами и политиками.
Мы все стремимся обеспечить такое соответствие, но кто всерьез задумывается
об автоматизации этой задачи? Мораль данной истории проста: гораздо разумнее
позволить предприятиям повысить эффективность уже существующих процессов, чем
заставлять их проводить масштабные изменения процессов параллельно с технологическими
изменениями.
2. Замена таблиц и электронных досок
Это направление связано с тенденцией к упрощению при автоматизации существующих
процессов. Многие удачные идеи для инновационных программ появляются у разработчиков
после внимательного изучения корпоративного внутреннего мира, с его изобилием
всевозможных таблиц. Если таблицы или электронные доски (whiteboards) регулярно
используются более чем тремя людьми или если при работе с этими инструментами
имеется не менее двух источников информации, то следует задуматься о модификации
всего процесса в рамках отдельного приложения.
Замена таблиц и электронных досок на единое приложение становится еще более
насущной проблемой, когда процессы охватывают различные функциональные и географические
отделения компаний. Относительно эффективный локальный процесс, поддерживаемый
с помощью таблиц и электронных досок, становится малоэффективным и недостаточно
автоматизированным по мере расширения процесса. Именно в этой ситуации решающую
роль начинает играть сотрудничество. Если в составе компании есть несколько
офисов, в которых люди пытаются решить проблему корпоративного масштаба с помощью
досок и таблиц, передаваемые из рук в руки, автоматизация взаимодействия позволит
вам добиться впечатляющих результатов.
Программы, берущие на себя функции работы с досками и таблицами, но при этом
автоматизирующие хранение данных, технологические процессы, бизнес-правила и
взаимодействие, действительно помогают вам работать, а не просто растрачивают
ваше время и деньги. Моим любимым примером в данной области является согласованное
прогнозирование. Молодые компании RubiconSoft и Steelwedge, специализирующиеся
в области прогнозирования, занимаются именно низвержением власти электронных
досок, автоматизацией работы с таблицами. Мораль номер два также проста: автоматизируйте
то, что явно нуждается в автоматизации.
3. Автоматизация бизнес-объектов
Любопытно, что различные категории ПО, используемого нами сегодня, по существу
автоматизируют процессы, связанные с ключевыми бизнес-объектами. Финансовые
программы изначально предназначались для работы с бухгалтерскими книгами, ПО
для работы с персоналом автоматизирует кадровый учет, средства CRM автоматизируют
обслуживание клиентов и т. д. Каждый относительно стабильный бизнес-объект,
расположенный в точке пересечения бизнес-процессов, представляет собой объект
для автоматизации.
Осознав это, вы сможете заранее понять, в каких областях будут появляться новые
категории ПО. Контракты, спецификации материалов (BOM), соглашения по уровню
услуг - вот примеры бизнес-данных или объектов, для которых нынешняя степень
автоматизации недостаточна. Молодые компании Encover и Determine Software фокусируются
на контрактах как на ключевых информационных объектах - оказывается, никому
до сих пор не приходило в голову автоматизировать работу над условиями договоров.
Здесь важно автоматизировать не сам процесс управления документами, но контроль
за условиями соглашений, указанными в контрактах. И здесь мораль будет проста:
чем чаще вы используете тот или иной информационный объект, тем лучше вы должны
автоматизировать связанные с ним процессы.
Гарантируют ли успех эти три принципа? Вовсе не обязательно. Вам непременно
придется покупать приложения, с функциями которых вам раньше никогда не приходилось
сталкиваться, и многие из них будут соответствовать вышеперечисленным критериям,
но при этом не оправдают ваших ожиданий. И все же с учетом постоянного появления
новых приложений вам, по крайней мере, следует знать, что окажется наиболее
перспективным. Несомненно, если придерживаться этих трех критериев, то изменения
в вашей компании будут проходить медленнее, а существующие инвестиции будут
сохраняться дольше.
Однако расцвет и падение дот-комов преподали нам и еще один урок: чем больше
происходит изменений, тем больше появляется ненужных сложностей. И если вы не
хотите, чтобы вас снова затянуло в кризис, сделайте одним из основных принципов
инноваций принцип простоты, в том числе и при покупке новых приложений. По крайней
мере, это поможет вашей компании выжить.