Традиционно в начале года поставщики корпоративных систем объявляют о своих планах на предстоящий период. Наряду с количественными показателями достигнутых результатов и цифрами предполагаемого роста бизнеса поставщики так или иначе вынуждены вносить ясность и в вопрос о способах достижения этих целей. Иными словами, речь идет о каких-то качественных планах, которые затем принято обобщать, трансформируя их в прогнозы использования тех или иных технологий.
Но многие, наверное, согласятся, что подобная практика абсолютно не характерна для работающих в России консалтинговых компаний. Создается впечатление, что эта безусловно ключевая категория игроков рынка корпоративной автоматизации полностью отдает инициативу в руки поставщиков. Они как бы утверждают: планы по развитию программных систем выясняйте у вендоров, мы же ознакомимся с продуктами, узнаем новые технические возможности, поймем, в какую сторону хотят двигаться производители, и приступим к массовому внедрению предлагаемого ими.
А тем временем российский рынок продолжает пополняться корпоративными решениями.
Кроме количественного роста мы имеем еще и качественный. Появляется возможность
решить многие проблемы информационной поддержки корпоративного бизнеса множеством
различных способов. В этой ситуации от внедренца может потребоваться более четкая
позиция.
На прошедшем недавно форуме "Информационные технологии и стратегия развития
российских компаний", организованном Институтом Адама Смита, выступили
представители компании PeopleSoft, собирающейся в ближайшее время открыть представительство
в России. В числе тезисов, способных привлечь клиента, прозвучали следующие:
- PeopleSoft преимущественно будет искать интеграторов среди компаний, имеющих глубокий опыт внедрения преимущественно в какой-либо одной отрасли.
- PeopleSoft обладает богатым спектром решений, традиционно относящихся к инфраструктуре, в том числе в области CRM/SCM и корпоративной аналитики (BI). В каждой из этих областей компания также надеется на будущих "специализированных" партнеров.
В кулуарах конференции участники пытались представить себе, кто же будет развивать это очень известное во всем мире решение, и постепенно сходились к следующей мысли. Данную ERP-систему скорее всего "поделят" между собой несколько наиболее известных в России системных интеграторов общего профиля, имеющих, безусловно, опыт внедрения в различных отраслях, однако стратегически не нацеленных на его постоянное углубление в какой-либо одной из них.
Недавняя пресс-конференция, посвященная созданию первого в России аналитического центра компетенции по продуктам SAS Institute, свидетельствует о том, что корпоративная аналитика, о важности которой говорят представители PeopleSoft, проникает на российский рынок не только через ERP-системы. Специалисты научного информационно-аналитического центра МПС России (на базе которого и создан центр компетенции), стремятся к решению задач BI, не привлекая для этого какие-либо ERP-системы, хотя речь здесь идет не о "чистом" BI, а о таких задачах, как раздельный учет затрат, оперативный анализ деятельности коммерческой организации в реальном времени и т. п.
Вернемся к ситуации с консалтингом. Как представленные инициативы (равно как и другие, им подобные) укладываются в контекст развития российского рынка? Какие дороги к той же концепции BI наиболее перспективны для конкретных компаний? Независимые консультанты не дают комментариев. Между тем было бы очень любопытно (для нас, по крайней мере) послушать их планы на текущий год. Планы, за которыми - не попытка сориентироваться на технологические новинки, на поставщиков, а собственная позиция, возможно, идущая вразрез с сиюминутной конъюнктурой. Заказчики от этого не проиграли бы точно.