Игорь Гордиенко
В прошедшем феврале известный аналитический институт Nielsen/NetRatings провел телефонные опросы некоторой части населения США. Оказалось, что уже 204,3 млн, или 74,9% тамошних жителей имеют доступ в Интернет. Рост в течение прошлого года наблюдался весьма существенный - в феврале 2003 года соответствующий показатель был на уровне 66%.
Кеннет Сессар, директор направления стратегической аналитики при упомянутом агентстве, говорит о существенном явлении: никогда прежде в истории цивилизации не было средств коммуникаций, которые развивались бы подобными темпами.
Замечательным является и то, что женщины в возрастной категории наиболее активного социального присутствия - в возрасте от 35 до 54 лет - опережают, пусть и ненамного, своих сверстников иного пола (81,7% против 80,2%). Этот разрыв еще более проявляется для возрастной категории от 25 до 34 лет - 77% и 75,6%.
Удивляться не следует, речь идет не о содержательной составляющей активности в Интернете. Дело в том, что бытовые покупки уже давно стали в США по большей части Интернет-транзакциями. Ну, а покупки - любимое и признанное занятие лучшей части человечества.
Заниматься сбором всякого рода данных в Интернете - милое занятие. По самой своей сути вычислительные средства "заточены" на то, чтобы снимать и хранить фактографию. Вот, к примеру, статистика численности уникальных IP-адресов по национальным доменам разных стран, согласно источнику Whois Source. Обнаруживаем здесь удивительные вещи: на наших родных просторах домена .ru зарегистрировано примерно 7,8 млн имен. Учитывая то, что некоторое число компаний и частных лиц у нас в России использует "посадку" в доменах .com, .org, .net и т. п., можно предполагать, что общее число владельцев доменных имен из России превышает 10 млн.
Случилась, как это обозвали наши официальные лица, "этническая чистка" в Косово. Погибло до 30 человек, до тысячи травмировано. Да, всякая трагедия безмерна и непоправима. Но сравните эту с той жутью, которая произошла в известном зале на Дубровке в Москве. Когда Сергей Шойгу мчится в Косово с некоей гуманитарной помощью, то неплохо бы помнить о том, что уровень доступа в Интернет в Сербии и Черногории составляет 6,8% - по сравнению с нашими 4,1%. Тут уж можно и не добавлять, что, скажем, в Швеции уровень интернетизации населения составляет более 76%...
С моей точки зрения, не имеет больше смысла произносить громогласные тирады, размахивая большими с виду мечами, которые уже почти перешли, по выражению Вертинского, в состояние "картонных". Лучше бы приступить к реализации перемен (пусть малозаметных), начать связывать тонкие ниточки, которые перенесут наше общество в цивилизованное состояние.
На самом деле остается вопрос: кто все-таки реально управляет общей ситуацией в этих самых доменных именах? С 1998 года эта функция была придана ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers - Корпорация по назначению новых имен и номеров в Интернете), штаб-квартира которой базируется в Марина-Дель-Рей, штат Калифорния. Первым руководителем бесприбыльной организации ICANN с 1998 года была Эстер Дайсон, хорошо известная в России и странах Восточной Европы своей предпринимательской и инвестиционной активностью. Ну а сейчас заправляет этим хлопотным хозяйством Винтон Серф, один из идеологов базовых протоколов Интернета, TCP/IP, оформившихся в виде, дошедшем до наших дней, еще в 1978 году.
Сейчас в связи с управлением Интернетом возникают вопросы, которые вовсе не являются предметами академических штудий. Организация ICANN безусловно достигла значимых успехов в решении таких проблем, как конфликты в обладании доменными именами, в ведении новых суффиксов высшего уровня вроде .aero или .museum. Кроме того, было сделано все возможное для того, чтобы негативное отношение национальных правительств к политике, проводимой ICANN, смягчилось.
Но ныне ситуация снова обозначена точкой если не катастрофы, то критического выбора решения и приложения усилий. Случилось так, что в феврале этого года известная компания VeriSign затеяла судебный процесс против ICANN по поводу того, что последняя неоднократно препятствовала получению законных прибылей VeriSign от сопровождения главных баз доменов .com и .net.
Вообще говоря, ICANN находится в непрестанном противостоянии с Организацией объединенных наций, пытающейся распространить свое большее влияние на Интернет. Еще в 1999 году одно из подразделений ООН выступало с предложением брать с провайдеров связи по одному центу за каждые 100 пересланных электронных писем. Учитывая нынешний трафик общения, можете представить, каков будет итог!
Корпорация ICANN имеет годовой бюджет примерно в 10 млн долл., а в ее штат входят лишь тридцать сотрудников. Сам Винтон Серф всегда подчеркивает исключительную эффективность такого положения дел, что понятно и каждому из нас.
Весьма значимым в управлении Интернетом на уровне доменов высоких уровней является то, что там играют главную роль не столько прямые, почти механические рычаги (операции), но именно информационные склады, базы данных. Просто удивительно, комментирует господин Серф, насколько сложными процессами являются передачи этих доменных баз данных из одного в иное подчинение и управление.
Одним из наиболее ярких примеров трудностей такого рода стал случай с доменом Нигерии .ng. Правительство африканской страны возжелало полноправно управлять этим доменом, вероятно, не вполне понимая технические и политические аспекты такого рода отношений, что повлекло массу проблем для ICANN. В этом свете очень прозрачно выглядят замыслы некоторых не слишком технически грамотных политиков ввести некую "национальную" фильтрацию контента.
Между тем лично мне все более сомнительной кажется сама постановка вопроса о национальной принадлежности активного субъекта в Интернете. Каждому понятно, что субъективно пребывание в Интернете ощущается как феномен экстерриториальный. Но! Тут нужно представлять и то, что серверы доменных имен уровня "A", управляющие общей схемой DNS (domain name system), расположены в Калифорнии и лимиты на объемы национальных IP-номеров выделяются примерно там же, впрочем, сначала, наверное, в Вашингтоне и его окрестностях.
Что касается пространства Интернета, оно продолжает расширяться во всех измерениях. Недавно примерно дюжина организаций обратились в ICANN. Был общий призыв: дайте нам новые суффиксы доменных имен! Как известно, в 2000 году список изначально существовавших суффиксов вроде всем знакомым .com, .org, и иже с ними, был расширен такими "брякодябрами", как .biz, .info, .aero, еще несколькими. Но этого все равно оказалось мало.
Вот типичная конфликтная ситуация. Нью-йоркская компания Pulver.com и британская Telname Limited London одновременно возжелали суффикса .tel, что поставило ICANN в весьма неудобную позицию: кому отдать предпочтения в управлении новым доменным образованием? А коль так, то ICANN решила посвятить нынешний апрель анализу публичных откликов на запросы этих двух претендентов, предполагая вынесение судьбоносного решения в мае.
Винтон Серф заявил, что в настоящее время нет ограничений в номерных емкостях адресации, которые могли бы быть выделены для новых доменных суффиксов. И если прикладные аспекты новых областей будут улажены, то ничто не помешает утверждать новые домены высшего уровня.
Главным критерием образования доменных имен высшего уровня является безопасность всей системы DNS и финансовое обеспечение функционирования вновь создаваемого сегмента. Например, частная заявка на домен .tel подразумевает, что конкурсанты дадут гарантии на предоставление ICANN 45 тысяч долларов США до 16 марта. Нельзя быть девственной или беременной наполовину (хотя здесь для исправления ситуации кое-кто практикует известные косметические операции); точно так же - либо ты имеешь дело с Интернетом, либо - нет. Другое дело - качество отношений (это важно и в случае с беременностью). Но если роковой шаг уже сделан, затем вряд ли стоит принимать позу оскорбленной невинности. Что и пытается доказать ICANN.