Ни одна организация не может существовать без финансового планирования. Для российских предприятий эту функцию традиционно выполнял бюджет, и в этом смысле говорить вроде бы не о чем. Российские предприятия традиционно писали бюджет в Excel'е, и подавляющее большинство из них так и продолжает эту практику. И, до поры до времени, это оправданно.
Вряд ли можно согласиться, что "проблема совершенствования бюджетного управления для большинства российских предприятий становится сегодня одной из самых актуальных". Но тем не менее в последний год разговоры и сообщения о внедрении специализированных систем для поддержки бюджетного управления идут по нарастающей. Факты свидетельствуют, что для некоторых компаний "до поры до времени" уже наступило.
Для каких же компаний? Прежде всего - ясно видно, что большинство примеров внедрения или совершенствования систем бюджетного управления связано с компаниями с холдинговой структурой. Так, например, один из самых известных примеров - проект по созданию системы бюджетного управления для ОАО "АВТОВАЗ". Это предприятие с численностью сотрудников более 120 тыс. человек, имеет 17 бизнес-единиц промгруппы и непромышленной сферы, использующих различные методы учета (бесполуфабрикатный и позаказный), три сильно различающихся направления бизнеса и, кроме того, несколько общекорпоративных служб. (Например, одна из общекорпоративных служб - дирекция по информационным системам - представляет производственное предприятие, которое занимается разработкой программного обеспечения, обслуживанием всех телекоммуникаций и компьютерного парка, в состав которого, по странной логике, входит еще типография).
Но "АВТОВАЗ" - это экзотика. Более типичный пример - крупная торговая компания, имеющая большую сеть продаж. Компания активно растет, активно всё новые и новые офисы продаж, но при этом вопросы финансовой отчетности сильно отстают, руководство компании не получает полной и прозрачной финансовой отчетности о том, что происходит в многочисленных магазинах, планирование более чем на месяц отсутствует. Схожие проблемы финансового планирования решали и другие компании, которые внедрили системы поддержки бюджетного управления (например, "Сургутнефтегаз", СУАЛ, АЛРОСА). Все эти предприятия - крупные холдинговые структуры и именно в таких компаниях сложность организации бюджетного процесса уже требует специализированных инструментов.
Вторая сторона вопроса о бюджетном управлении состоит в том, что помимо объективных причин организационной сложности в российских компаниях часто в полный рост встают проблемы, оставшиеся в наследство от советской экономики. Уж очень часто существующие на предприятиях системы финансового управления страдают одними и теми же недостатками:
- нет четкого разграничения прав и обязанностей по уровням управления;
- финансовые показатели мало пригодны для принятия важных управленческих решений, а методология их расчета устарела;
- контроль исполнения бюджетов совершенно не автоматизирован, а иногда и вовсе проводится номинально;
- не установлен регламент взаимодействия подразделений в процессе утверждения бюджетов;
- взаимосвязь планирования бюджетов и стратегии компании контролируется топ-менеджерами компании умозрительно.
Но есть и третий аспект вопроса бюджетного управления. Дело в том, что сейчас, когда мы говорим о бюджетном управлении, мы отнюдь не говорим только о финансовом планировании. Мы говорим о целом комплексе управленческих процедур, связанных с разными уровнями планирования и контроля, позволяющих повысить финансово-экономическую эффективность предприятия. Под старым термином "бюджетирование" сегодня раскрывается совершенно другое содержание. И именно это мы и ставили целью нашей темы номера.