"Автоматизация управления качеством" - термин по определению собирательный. Если бухгалтерский учет или даже производственное планирование могут поддерживаться определенными модулями, входящими в состав вполне конкретных корпоративных продуктов, то в случае с менеджментом качества все не так. Но само понятие ИТ-поддержки системы менеджмента качества (СМК) вполне реально и всегда наполнено конкретным содержанием.
Очень интересно, что серьезный подход к управлению качеством - это всегда модель реализации ИТ-стратегии компании, пусть и в ограниченном масштабе. А важность понятия ИТ-стратегии для современного предприятия вообще трудно переоценить. В рамках нашего нынешнего тематического выпуска мы нарочно не задавали прямой вопрос об ИТ-стратегии нашим собеседникам, и этот термин в материалах номера не встречается ни разу. Но на основе сказанного мы делаем вывод о правильности вышеизложенного тезиса.
Какие информационные функции и какие продукты будут задействованы для того, чтобы в рамках всего предприятия решение какой-либо масштабной бизнес-задачи было оптимально поддержано с позиций информационных технологий? Какую конкретную роль будет при этом играть каждый из продуктов, как они будут работать совместно? В обсуждаемом нами случае соответствие определенной бизнес-задачи проблеме автоматизации более чем очевидно. Эти вопросы вполне могут ставиться при разработке ИТ-стратегии.
Выделим теперь отдельные классы информационных систем, задействованных в СМК и совершенно независимо упоминаемых в различных материалах данного выпуска:
- транзакционные системы управления бизнесом верхнего уровня (ERP-системы);
- системы класса АСУТП управления техпроцессами;
- системы управления документами;
- системы моделирования, анализа и визуализации бизнес-процессов;
- продукты класса CAD и PLM;
- аналитические системы работы с ключевыми показателями бизнеса для высшего руководства.
Если учесть, что фактическими аналогами АСУТП в непромышленной сфере могут быть различные программно-аппаратные комплексы (кассовые системы в торговле, системы работы со штрих-кодами на складе и т. д.), то приведенный список остается чуть не исчерпывающим для любой ИТ-инфраструктуры предприятия любой отрасли.
Опираясь на мнение наших авторов и собеседников, отметим, что задача управления качеством способствует поэтапной консолидации данных направлений при построении наиболее адекватного информационного решения. А это, по сути, и есть реализация ИТ-стратегии. Из слов ИТ-директора "Уралкалия" следует, что автоматизация контроля качества тесно "сцепляет" функции систем ERP и АСУТП. Надо, чтобы впоследствии, при переходе к комплексной ИТ-поддержке менеджмента качества, появлялась возможность корректировать бизнес-процессы уже за счет тесной взаимосвязи информационных систем, контролирующих качество продукции с системами управления документами и ПО моделирования процессов. Очень глубокий уровень связи программных систем двух последних названных категорий достигнут в транспортной компании "Юнитранс". Там решается задача непрерывного совершенствования бизнес-процессов (о важности которой в рамках СМК высказались решительно все). Здесь практически любая документация, касающаяся производственной деятельности СМК, генерируется и корректируется автоматически на основе бизнес-моделей, при работе с которыми также используются средства программного инструментария.
Оперативные данные производственного процесса (в случае с компанией "Юнитранс" - данные о перевозимом грузе) по понятным причинам не могут поступать с физических датчиков. Однако и здесь огромное значение придается автоматизации передачи первичной информации (возможно, предварительно обработанной и консолидированной) из транзакционной системы передачи данных в электронную документацию, модель бизнес-процессов, а также в ближайшем будущем - в аналитическую систему работы с ключевыми показателями, предназначенными для руководства. Возможности интегрироваться, в том числе и с CAD/CAM, требует от систем поддержки менеджмента качества и ИТ-директор машиностроительного предприятия ОАО "Армалит-1" Андрей Лавров.
Таким образом, любая из названных выше программных систем, попав в категорию необходимых для того или иного бизнеса, рано или поздно вовлекается в решение задачи управления качеством, если таковая перед предприятием действительно стоит. Построение ИТ-стратегии прежде всего состоит в "укрупненном" планировании конкретных шагов, по которым информационная поддержка будет реально развиваться. Постепенное вовлечение большинства сотрудников, в принципе работающих с различными информационными системами на предприятии, в решение задач мониторинга и управления качеством, подбор оптимальной ролевой функции для каждого из них также можно отнести к задачам ИТ-стратегии.
Самосовершенствование информационной системы
В одной из статей этого номера подчеркивается довольно важная и интересная мысль: в решении задач менеджмента качества информационная поддержка вообще выполняет особую роль. Служа, как и всегда, инструментом реализации бизнес-целей, она (как и любая деятельность, связанная с основным бизнесом предприятии) еще и является частью СМК. Следовательно, к ней самой применимо большинство правил, которым обязан в данном случае следовать бизнес. В частности, если мы говорим о постоянном совершенствовании бизнес-процессов организации и улучшении ее работы, то же самое мы должны постулировать и в отношении информационной системы. То есть система, совершенствуясь, может, образно говоря, надеяться только на себя: она должна сама диагностировать, насколько она соответствует бизнес-задачам сегодня, и исходя из этого поддерживать процедуру собственного совершенствования.
Значит, ИТ-система должна следовать эволюции бизнеса, имея в качестве инструмента управления этим процессом какую-либо подсистему внутри себя. Как это сделать? Возможно, решением станут популярные ныне технологии управления ИТ-инфраструктурой ITIL/ITSM - ведь их часто называют концепцией ERP для ИТ-отдела. Возможно, пользу принесут другие концепции (например, Application Change Management, Business Activity Monitoring или Balanced ScoreCard for IT). Может быть, оптимальным будет их сочетание. В любом случае здесь имеется проблема построения четкой связки "бизнес-ИТ" при явной множественности путей ее решения, а это и есть построение ИТ-стратегии в чистом виде.
Управление качеством = управление компанией?
Если опять-таки опираться на мнение наших собеседников, получается, что по крайней мере в ряде случаев управление качеством означает управление компанией вообще. В компании "Юнитранс", по словам ее ИТ-директора, это именно так, что действительно подкреплено приведенными тезисами. Сами же принципы управления качеством, которые со ссылкой на последнюю версию стандартов ISO 9000:2000 приводит в своей статье ИТ-директор ОАО "Армалит-1", также тесно коррелируют с универсальными принципами управления современной компанией.
В такой ситуации интересны перспективы развития корпоративной информационной системы. О некоторых его нюансах (особенно существенных при наличии базы собственных корпоративных разработок) говорят, в свою очередь, специалисты пивоваренной компании "Балтика". По их словам, в попытке охватить информационной поддержкой, развиваемой в рамках проекта автоматизации СМК, все больше бизнес-направлений можно создать систему, работающую фактически параллельно основной. Это чревато вполне понятными негативными последствиями, касающимися управляемости компании. Избежать этого можно и, наверное, даже не так сложно. Но так или иначе данное обстоятельство следует иметь в виду. Разработка конкретных превентивных мероприятий вновь относится к задачам ИТ-стратегии.