Какова роль информационных технологий в организации? Не в привычно утилитарном смысле - автоматизации существующих процедур, повышения эффективности управления и снижения себестоимости бизнес-процессов. Нет, это все верно, но давайте попытаемся ответить на вопрос, так сказать, в системно-методологическом плане.
В 1989 году исследователи из центра информационных систем Масачусетского Технологического института сформулировали, в чем заключается воздействие информационных технологий на предприятие (Rockart и Short, 1989). После анализа многочисленных теорий и фактического опыта был сформулирован вывод: наиболее важная роль информационных технологий - управлять взаимозависимостями компаний. Кроме того, Рокарт и Шорт дополнили свой вывод следующим образом: "Наш фундаментальный тезис состоит в том, что способность компаний постоянно улучшать эффективность управления взаимозависимыми отношениями с другими компаниями является ключевым элементом ответа на воздействие сил конкуренции".
Поэтому естественно, что в течение последних двадцати лет концепция Inter-organizational information systems (IOIS) возникла как стратегический инструмент достижения высокой конкурентоспособности. Концепция IOIS была главным предметом исследования и разработок научных организаций в области ИТ. Надо сразу заметить, что inter-organizational systems (IOS) и inter-organizational information systems (IOIS) часто используются как синонимы, и это вполне оправданно. На интуитивном уровне в качестве inter-organizational information system можно принимать одну или более систем, принадлежащих нескольким торговым партнерам. Как правило, таких систем несколько, и у каждой своя структура, подсистемы, стратегии, технологии и цели. В этом случае IOIS представляет собой суперсистему, в которой каждая информационная система, включенная в нее, преследует свои собственные цели, но одновременно следует и общим целям суперсистемы. Иначе говоря, IOIS кооперирует активность независимых агентов.
Наиболее четкое определение IOIS на сегодняшний день считается такое: "IOIS представляет собой информационную систему, которая посредством электронных соединений связывает торговые организации с целью обмена данными, информацией и бизнес-приложениями, обеспечивает возможности электронных транзакций, включая покупку и продажу товаров и услуг, и облегчает коммуникацию и процесс принятия решений с целью увеличения эффективности, конкурентоспособности и прибыльности участвующих партнеров". Многословно, но достаточно детально. Основой IOIS является именно поддержание транзакций продаж и покупок через электронные каталоги и базы данных, а также электронные средства платежа.
Как правило, электронные соединения устанавливаются посредством интернет-технологий, ПО коллективной работы, EDI (Electronic Data Interchange), систем управления потоками работ и других. Одним из самых последних достижений в области создания IOIS-приложений были приложения по управлению жизненным циклом продуктов с торговыми партнерами. Это проявление тенденции соединения технологий SCM, CPFR (collaborative planning, forecasting, and replenishment) и собственно IOIS.
Модель Баррета
Чтобы понять уровни информационной системы, которые пытается охватить IOIS, полезно будет описать ее в рамках так называемой "модели Баррета". Модель Баррета включает в себя пять уровней обмена информацией в процессе взаимоотношений с другими компаниями. Уровни распределяются по мере участия компаний в этом процессе и в целом не зависят от нижележащих технологий. Самый нижний уровень участия предполагает минимальное взаимодействие, минимальные обязательства и минимальную сложность операционного окружения. Самый высокий уровень предполагает очень серьезную вовлеченность компании во взаимоотношения по всем трем вышеуказанным показателям.
Самый нижний уровень - remote I/O node - это уровень ввода\вывода информации из определенной организации с минимальным участием компании в процессе. Следующий уровень - application processing node включает компании, которые разделяют одно-единственное приложение с другими компаниями-партнерами. Третий уровень - multiparticipant exchange node - включает разработку специализированного ПО для связи с другими организациями. Этот уровень уже достаточно сложен и в отличие от предыдущего связан со значительными инвестициями, а также с ответственностью по поддержанию работоспособности этого ПО перед партнерами. Четвертый уровень - network control node - подразумевает организацию возможности работы самых разных партнеров по бизнесу с различными приложениями компании. И инвестиции, и ответственность здесь еще выше. Заметим, однако, что в этих уровнях речь скорее идет об интеграции на уровне данных. И, наконец, пятый уровень - integrated network node - включает возможность обработки транзакций партнеров компании в реальном времени. Этот уровень требует серьезных вложений в системы безопасности и управление взаимодействием.
Результаты применения IOIS
Итак, компании делают все, чтобы получить конкурентное преимущество на глобальных рынках, и IOIS были обозначены как стратегические вложения для обеспечения этого преимущества. Кроме того, IOIS - это один из путей достижения экономии на масштабах производства. Вот лишь несколько примеров применения подходов, выработанных при создании концепции IOIS.
1. Подход IOIS обеспечил значительные преимущества при разработке SCM-систем. Так, согласно одному из определений supply chain это представляет собой сеть организаций и их действий, которые работают вместе, как правило, в определенной последовательности, для создания добавочной стоимости. Например, современные практики управления поставкой товаров для поставщиков позволяют предприятиям розничной торговли держать у себя на складах меньшее количество товара. А поставщики получают гораздо более реалистичное представление о запросах розницы и динамики розницы. Поставщики могут просматривать состояние склада розничных торговых точек посредством IOIS и поставлять необходимое количество товаров.
2. Использование IOIS для совместного предсказания запросов поставщиков, а также порядка и расписания производства. Этот подход работает тогда, когда партнерам необходимо вместе определить совместные нужды.
Тенденции
Согласно данным Forrester Research, рынок IOIS будет стремительно расти и достигнет отметки $2,7 трлн. к концу 2004 года. Эксперты прогнозируют, что проблемы сокращения цикла поставок уже не будут основным фокусом разработок подобных систем. Ожидаются нововведения в улучшении качества аналитических инструментов и обеспечении дополнительных услуг. Однако здесь есть и проблемы. Современные средства IOIS обеспечивают требуемое взаимодействие, но пока еще весьма ограничены в смысле инструментов управления. Дело в том, что разработчики IOIS натолкнулись на уникальные проблемы при реализации систем поддержки принятия решений по сравнению с опытом ERP-систем. Например, системы поддержки принятия решений должны как-то помогать менеджменту различных партнерских организаций в принятии решений, но у всех организаций свои перспективы и системы пока еще не способны справиться с этим. Пока еще плохо развиты аналитические инструментарии в IOIS. Например, нет никаких автоматических средств анализа и оценки, насколько та или иная компания хорошо вписывается в виртуальную организацию, а также просчеты рисков, связанных с регистрацией нового участника в виртуальную организацию.
По мере того как технологии создания и управления IOIS все более продвигаются вперед, количество и разнообразие виртуальных организаций будут расти. Это означает, что возможностей для участия в различных бизнесах станет много. Кроме того, в связи со снижением стоимости технологии экономические причины игнорирования процессов, связанных с IOIS, будут малооправданными. По мере того как использование Web-технологий продолжает свое шествие в каждодневную жизнь, виртуальные предприятия имеют все шансы превратиться в более весомые организации, чем известные нам сегодня невиртуальные компании. Повышение частоты использования межорганизационных партнерств еще более усилит значимость систем IOIS, которые должны будут обеспечивать управление бизнес-процессами и поддержку принятия решений для различных виртуальных предприятий. Будущее, несомненно, за виртуальными компаниями.