Этот номер Intelligent Enterprise посвящен весьма конкретным технологическим концепциям и практическим ситуациям, относящимся к проблеме интеграции приложений. Вопросы интеграции ИС в значительной мере затронуты в рубрике "Человек номера" текущего выпуска. Они же в основном обсуждались в ключевом интервью с ИТ-менеджерами "Силовых машин" (опубликовано в прошлом номере нашего журнала). Характерно, что все эти материалы прямо или косвенно касались вопросов интеграции, в основе которых лежит пресловутая концепция XML. Из всего этого можно сделать ряд выводов.

Известно, что XML-стандарты (равно как и построенные поверх данной спецификации Web-сервисы), будучи фактически никак не связаны с предшествующими технологиями обеспечения совместной работы приложений, предлагают, по сути, совершенно новую концепцию интеграции. Ее основная отличительная особенность - изначальная связь с предметной областью, в которой данные стандарты предполагается применять. Иными словами, полноценное использование XML-технологий фактически невозможно без формирования и структуризации словаря содержательных отраслевых понятий и переноса его в формат XML.

Опираясь на три последних интервью с руководителями ИТ-служб DHL, ОАО "Силовые машины" и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, можно сделать вывод, что каждая из этих совершенно различных по сфере деятельности организаций готова использовать XML-технологии для целей интеграции информационных систем. Но движутся они к поставленной цели разными путями.

С этими различиями могут быть связаны и различные сценарии появления спецификаций XML в практике российской автоматизации бизнеса. Один из таковых представлен нами в текущем номере в интервью с руководителем ИТ-службы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, и, думается, глобальные проекты, которые стартуют благодаря общегосударственным инициативам, будут одними из главных "точек кристаллизации" практики применения XML-технологий. Необходимостью формирования отраслевых XML-стандартов в подобных проектах обусловлена необходимость работы с базовыми спецификациями на достаточно фундаментальном уровне, без жесткой привязки к реализации этих спецификаций в коммерческих продуктах и к зарубежной системе отраслевых понятий и методов.

В той части коммерческого сектора, где решающее значение имеют динамичные связи между десятками и сотнями ИС независимых организаций разного профиля, ведущей роли можно ожидать от международных компаний, имеющих немалый опыт работы в этом направлении на зарубежных рынках и, как мы видим на примере DHL, готовых применить его в России. Но при таком сценарии и недостаточной инициативе российских партнеров как раз есть определенный риск потерять ту или иную часть содержательных понятий предметной области, наработанных отечественным бизнесом, при их преобразовании на язык, совместимый с XML.

Крупный же российский бизнес скорее всего будет подвергнут мощной маркетинговой атаке решительно всех грандов мирового рынка ПО для корпораций (IBM,Oracle, SAP, Microsoft, BEA и т. д.). Для большинства этих игроков интеграционные платформы, ориентированные на XML и Web-сервисы, становятся едва ли не главным акцентом в продвижении всего спектра их продукции. Таким образом, в условиях свободы реализации собственных XML-словарей, к XML-интеграции он придет, во многом опираясь на опыт технологической реализации подобных систем.