Константин Зимин
Глеб Галкин
Часто приходится слышать, что интересы топ-менеджеров и ИТ-директоров находятся по разные стороны баррикад. И не только в тех случаях, когда речь заходит об оправдании ИТ-инвестиций. Считается, что ИТ-директора не заинтересованы в развитии и усложнении ИТ-систем. Действительно, зачем брать на себя лишнюю головную боль? С другой стороны, даже в каждом программном продукте этот дуализм заложен в функциональность. Например, дружественный интерфейс со множеством подсказок для бизнес-пользователей и системный интерфейс для администраторов. Аналогичная ситуация сложилась в продажах ИТ-систем. Топ-менеджеры делают акцент на быстрой окупаемости купленного ПО и его полезности для бизнеса. А ИТ-директора гордятся, что данный продукт основан на самой передовой технологии в мире или лучше всего подходит к существующей на предприятии инфраструктуре. Топ-менеджеры и ИТ-директора смотрят на одну проблему с разных сторон, находятся по разную сторону баррикад, говорят на разных языках…
Согласны? На наш взгляд, это одно из самых распространенных заблуждений в сфере ИТ. Опыт общения с руководителями информационных отделов и топ-менеджерами компаний показывает, что если этот дуализм и имел место в прошлом, то сейчас он стремительно тает и скоро сойдет на нет. Конечно, перемены подобного рода не могут произойти мгновенно, но многое указывает, что противостояние бизнеса и ИТ либо сильно преувеличено, либо быстро уходит в прошлое.
Утверждение, что ИТ-менеджмент не интересуется бизнес-проблемами, а бизнес-пользователям нет дела до технических вопросов, становится все более неактуальным в свете быстрых перемен в бизнесе и технике. Причина перемен в бизнесе -- получение большего влияния и денег. Так как подход компаний к ИТ-инвестициям становится все взвешенней, борьба за выделяемые на эти цели деньги становится все более ожесточенной. С уменьшением пирога ИТ-расходов существующие в этой области игроки стараются все более активно позиционировать себя. Это значит, что ИТ-менеджеры становится все более похожим на своих коллег из бизнеса. Достаточно бросить беглый взгляд на посетителей какой-либо европейской конференции CIO, как станет очевидно, что они считают себя бизнес-менеджерами и управляющими весьма высокого ранга. Уже не только топ-менеджеры, а многие CIO со знанием дела утверждают, что бизнес-требования, а не технология должны быть решающими при выборе ИТ-систем, и вполне могут определить эти бизнес-требования для своей компании.
По иронии судьбы с бизнес-пользователями одновременно происходят противоположные перемены. Возрастающая тенденция к автоматизации сложных и запутанных бизнес-процессов требует от бизнес-пользователя знания основ информационных технологий. Технологи не могут понять, как развертываются данные процессы. Чем более автоматизировано предприятие, тем важнее становится вклад бизнес-пользователя. Без этого вклада системы автоматизации просто не смогут функционировать. Итак, баррикады рушатся. языки смешиваются, ИТ-директора и топ-менеджеры, которые раньше разговаривали на совершенно разных языках, начинают понимать слова друг друга и даже отдельные предложения. Этот процесс объективен, и его не остановить. Для компаний просто неэффективно продолжать разделять принятие решений в ИТ и бизнесе, а бизнес- и ИТ-менеджменту -- обособляться друг от друга. К чему это приведет? Очевидно, к перераспределению обязанностей между ИТ-директором и топ-менеджерами. Ведь именно неправильное понимание этого разделения ошибочно дистанцирует ИТ и бизнес во многих компаниях. Роль и место CIO в компаниях будет меняться, и меняться, видимо, быстро. Собственно, об этом мы и хотели поговорить в этой теме номера.