С 2003 года компания «Аурига», российский экспортер ПО, ежегодно оценивает число выпускников российских вузов, имеющих подготовку, необходимую для работы в сфере ИТ. Государственной статистики такого рода нет, есть только общие официальные данные Главного межрегионального центра Росстата. Дело осложняется тем, что список специальностей, официально утвержденный Министерством образования и науки РФ, по-прежнему не соответствует реалиям ИТ-рынка, несмотря на внесенные в него в последние годы изменения. Поэтому нельзя точно сказать, сколько именно разработчиков программного обеспечения, менеджеров проектов или системных администраторов выходит из стен наших институтов.
При этом вопрос качества подготовки исследование оставляет за скобками. Основная проблема, по мнению президента «Ауриги» Алексея Сухарева, профессора, доктора физико-математических наук, состоит в следующем. Работодатели желали бы получать готовых специалистов с узкопрофессиональными навыками. А вузы сильны фундаментальной базовой подготовкой, которая дает системные знания, широкий кругозор и позволяет овладевать новыми профессиональными навыками в короткий срок. Сам Сухарев убежден, что в такой системе больше плюсов, чем минусов.
В рамках исследования к тем, кто получает подготовку, достаточную для работы в ИТ-отрасли, отнесены четыре группы выпускников: те, кто имеет профильную ИТ-специальность; те, кто имеет одну из «физико-математических» специальностей; те, кто имеет технические (инженерные) специальности, непрофильные для ИТ (например, «авиационная и ракетно-космическая техника»); те, кто получил нетехническую специальность, в основном по направлению «экономика и управление» (например, «математические методы управления»).
При включении в список всех специальностей анализировались их учебные планы. «Мы хотели понять, каков общий потенциал отечественной ИТ-индустрии» среди молодых специалистов». Так сформулированы цели исследования, задача «подсчитать, сколько выпускается программистов» не ставилась.
Итоги таковы: выпуск профильных специальностей вырос с 42138 человек в 2002—2003 гг. до 61869 в 2005—2006 гг. Выпускников физ.-мат. цикла стало меньше: с 21577 до 12279, «технарей» осталось примерно столько же: было 69072, стало 61060, а число выпускников неинженерных факультетов выросло с 70631 до 109260. Потенциальный приток в молодежи в отрасль увеличился с 203419 до 244468 человек. Динамика положительная: за три года рост составил более 8%. Достаточно ли этого — другой вопрос. Наивысшие темпы роста наблюдаются по профильным ИТ-специальностям. Высшая школа реагирует на запросы рынка, но далеко не так оперативно, как хотелось бы.
Можно предположить, что если за два года число выпускников физико-математических специальностей падает более чем на 40%, а количество выпускников ИТ-специальностей на 34% растет, то учат этих последних именно те, кто раньше обучал физиков и математиков. Отсутствие преподавательских кадров и проверенных методик по-прежнему сказывается на качестве подготовки. Чтобы выправить положение, многое делают и ИТ-компании, и крупные холдинги, стараясь готовить нужных специалистов непосредственно в вузах, но дело это небыстрое.
Кардинальным методом получения узкопрофессиональных специалистов всё ещё остаются краткосрочные курсы. Они реагируют на изменения спроса быстро. Директор учебного центра РДТЕХ Андрей Чумаков рассказывает, что хотя дефицит специалистов по Oracle сохраняется, меняются акценты: если раньше в основном требовались администраторы баз данных, то в последний год более активно учатся разработчики приложений, проектировщики баз данных и аналитики. По его словам, спрос на курсы по построению хранилищ данных в 2006-м по сравнению с предыдущим годом вырос вдвое.
Отдельный вопрос — дистанционное обучение. Известны масштабные корпоративные проекты такого класса, но использование дистанционных форм совместно с очным обучением или вместо него стало существенным явлением только в этом году. Ныне доверие уже превалирует над скепсисом. Это считают явной тенденцией и в «Академии АйТи», и в Redcenter. Татьяна Котова, руководитель отдела маркетинга и рекламы учебного центра Redcenter, отмечает, что в 2006 году уже около 80% слушателей обучались дистанционно. Согласно опросу, проведённому Redcenter среди ИT-специалистов, к такой форме проявляют внимание 81,5% респондентов. Причем они не одиноки. Интерес к дистанционному обучению со стороны государственных служащих оказался настолько высоким, что количество прошедших его в одном из проектов превысило изначально заявленное в 3,4 раза.
Всё это хорошо, но будет ли кого учить? Демография дает печальные прогнозы.
Лидеры ИТ-отрасли говорят о том, что нехватка людей становится фактором замедления
роста рынка. Тагир Яппаров, президент компании «АйТи», полагает, что в ближайшее
время дефицит людей сохранится, напряженность не спадет и кадровый голод еще
несколько лет будет служить устойчивым фактором давления на развитие ИТ-рынка,
что обусловит появление новых бизнес-моделей, в частности, расширение практики
аутсорсинга. Не факт, что связь здесь такая уж прямая, но что нехватка специалистов
и сейчас, и в ближайшей перспективе будет приводить к интенсификации их труда, —
это наверняка.