Мария Суханова

Нельзя сказать, что интеграция контакт-центров и CRM-систем была в центре внимания на московском форуме Call Center World, прошедшем в марте. Кстати, год назад мероприятие называлось CallCenter CRM Solutions, а сейчас слово "CRM" исчезло. Тем не менее представители практически всех компаний-интеграторов, принявших участие в выставке (которая проходила в рамках форума), отметили рост интереса среди российских компаний к решениям с интеграцией.

Индивидуальная интеграция

По оценкам поставщиков решений, в 30--50% проектов по внедрению контакт-центров ставится задача не просто организовать обработку телефонных звонков, а подключить к ней определенные функции CRM. Правда, речь шла о проектах в разных стадиях готовности. Наверняка какие-то из них, находящиеся сейчас в работе, застопорятся, не дойдя до стадии стыковки с CRM. Но количество желающих уже много значит.

Все интеграторы фиксируют очень неравномерное распределение проектов "с CRM" по секторам экономики, к которым относятся заказчики. Наиболее активны, естественно, операторы связи: именно в них еще в докомпьютерную эпоху появились центры обработки вызовов, и сейчас они первыми осваивают технологические новшества в этой сфере. Следующими идут банки, большой интерес проявляют и страховые компании.

А вот с сегментом розничной торговли ситуация неоднозначная. Похоже, руководители розничных сетей склоняются к убеждению, что им необходим контакт-центр, но еще не вполне определились с CRM: действительно ли магазину нужно хоть в какой-то мере знать клиента "в лицо", или проще обходиться без этого? Фактически эксперименты по внедрению CRM в самых разных магазинах идут, по крайней мере в Москве, со второй половины 90-х годов, но однозначно успешных среди них почти (а может быть, даже вообще) нет.

Понятно, что компания-внедренец во всех отношениях заинтересована предложить заказчику комплексное решение, включающее и обработку звонков, и работу с базой информации о клиентах. Но не менее очевидно то, что заказчик, уже имеющий систему, которая так или иначе автоматизирует процесс взаимодействия с клиентами, обычно не готов выбросить ее и заменить на что-то новое. Им нужно подключить внедряемый контакт-центр именно к тому, что у них есть, -- часто к "самописной" системе, что создает для интегратора дополнительные сложности. Участники выставки явно выделяли для себя в качестве магистрального направления комплексные решения, хотя упоминали главным образом проекты с индивидуально выполненной интеграцией. Когда "магистральные" решения действительно начнут составлять большинство -- неизвестно.

Без CRM

Но зачем, собственно, "зацикливаться" на интеграции контакт-центра именно с CRM-системой? Ведь CRM нужна как некий мостик, соединяющий бизнес-процессы "внешнего" и "внутреннего" офисов компании (того, что по-английски называется front office и back office). В качестве такого мостика может служить также непосредственно контакт-центр. Идею о полной интеграции функций контакт-центра в информационную систему предприятия неоднократно выдвигали самые разные разработчики. В этом году ее провозгласила компания Genesys в рамках своей концепции EIM (Enterprise Interaction Management -- управление взаимодействием в рамках предприятия).

EIM-система контролирует, какой агент по обработке вызовов за какую часть каких бизнес-процессов отвечает, и обеспечивает выдачу каждому из них полной и актуальной информации о клиентах ровно в объеме, необходимом для выполнения порученной задачи. Похожая схема реализована на базе другой системы -- Cisco IP Contact Center (IPCC) -- в недавнем совместном проекте компаний CTI и PMC.

Проект заключается в интеграции IPCC в медицинскую информационную систему "Медиалог", при этом контакт-центр обслуживает прием телефонных вызовов с помощью не только регистратуры, а любых подразделений медицинского учреждения и непосредственно врачей. Проект выполнен с учетом требований сетевой и информационной безопасности. В том числе обеспечено соблюдение врачебной тайны: лечащему врачу доступен полный объем медицинской информации о пациенте, работникам регистратуры -- лишь минимальные сведения.

Таким образом, пока российские предприятия постепенно прощупывают почву на пути к соединению контакт-центров и CRM-систем, сама эта задача постепенно меняет свой характер. По-видимому, в действительности интеграция с обработкой вызовов пригодится чуть ли не в любом бизнес-процессе компании, а ее возможность зависит от степени автоматизации того или иного процесса.