Дилемма о преимуществах заказных и тиражируемых решений, казавшаяся такой острой еще два-три года назад, сейчас несколько сгладилась. Степень этого сглаживания обратно пропорциональна нацеленности корпоративного клиента на необходимый ему функционал информационной поддержки. Чем больше он сконцентрирован на этой главной для себя проблеме, тем далее на второй план уходит вышеупомянутая дилемма. Эта мысль неявно читается в материале о подходах к автоматизации "Дойче Банка", представленном в данном номере.
Границы между тиражируемыми системами и программным обеспечением, разработанным на заказ (неважно является ли исполнителем внешняя компания или собственный ИТ-отдел), постепенно размываются - тенденция, которой способствуют и современные ориентиры в области развития технологий. Подготовленный для данного выпуска материал, посвященный эволюции Java, рассказывает об основных этапах ее насыщения новыми возможностями, значимыми для корпоративного сообщества. Но не менее важны мысли, подытоживающие это развитие. Java сегодня развита настолько, что корпоративный заказчик очень часто не знает, что использует (либо будет использовать) платформу Java, а сконцентрирован лишь на необходимости ИТ-поддержки бизнес-проблем. И это утверждения, в основном касающиеся "чистых" разработок.
По сути, то же самое утверждение можно сегодня слышать и от производителей тиражируемых систем: платформа Java для многих из них в последнее время становится едва ли не основным инструментом наращивания дополнительных функций, приходящим на смену некогда уникальному для каждой системы средству разработки. Классический пример в этом отношении - деятельность SAP.
Сближению заказных и тиражируемых систем способствует и тот факт, что понятия разработки ПО и интеграции систем на сегодняшний день также сближаются. Специалисты Sun Microsystems считают технологию Web Services самым активно развивающимся направлением в области Java, имея при этом, очевидно, в виду совершенствование возможностей создания корпоративных приложений. Но эту концепцию активно продвигают буквально все производители тиражируемых систем. Для них те же идеи и стандарты Web Services - близкое к идеальному средство вписать собственный продукт в любой контекст информационных систем предприятия.
И наконец, не следует забывать о том, что программные средства и стандарты управления жизненным циклом бизнес-приложений также мало-помалу входит в практику использования наиболее передовых компаний. Будучи развернуты на предприятии, бизнес-системы в таком случае сразу "втягиваются" в инфраструктуру управления изменениями, конфигураций программных систем, становятся так называемыми ИТ-активами предприятия, которыми необходимо управлять в соответствии с уже складывающимися стандартами. А соответствующее ПО управления приложениями не делает различий между тиражируемыми и заказными ИТ-активами, требуя вместе с тем от обоих и необходимой гибкости, и технологичности.
Конвергенции тиражируемых заказных систем, безусловно, должна способствовать и культура потребления на рынке корпоративных ИС. Судя по ряду мыслей, высказанных в статьях данного тематического номера, речь идет о своего рода раскрепощенности заказчика в вопросах выбора и развития бизнес-систем, отсутствием комплекса оказаться "не как все". Представитель отечественного бизнеса смело высказывается о том, что тиражируемые системы могут способствовать превращению уникальной компании в компанию-клон, хотя именно на клоны может с первого раза более благосклонно посмотреть внешний инвестор.
Пример "Дойче Банка" также характерен. Собственные разработки в компании сопряжены с использованием большого количества инструментальных и вспомогательных средств, многие из которых распространяются бесплатно или являются креативным творчеством Интернет-сообщества, изначально ориентированным на коллективное создание общедоступных информационных ресурсов отнюдь не области автоматизации бизнеса. Может показаться, что их использование не способствует солидности корпоративного имиджа, но, очевидно, это всего лишь условности.
Объективно же сближение заказных и тиражируемых систем зависит в основном от мощи инструментов разработки (или, что сейчас звучит вернее, инструментов поддержки жизненного цикла). Судя же по эволюции технологий Java, объективный критерий тоже выполняется.