Мировой экономический спад возобновил дискуссии аналитиков и практиков о правомерности высоких расходов на информационные технологии, ставшие нормой бизнеса для многих предприятий развитых стран. Сегодня большинство руководителей предприятий считают своим основным приоритетом повышение производительности труда, эффективности производства, сокращение расходов. ИТ-подразделения компаний во всем мире озабочены уменьшением расходов на ИТ и сокращением персонала. Любые планы инвестиций в ИТ подвергаются жесточайшей ревизии. Однако аналитики призывают руководителей не спешить с подобными решениями. «Говоря о глобальных тенденциях, следует отметить, что за последнее десятилетие почти 40% роста производительности в работе предприятий произошло за счет инвестиций в ИТ», — утверждает Чарльз Холмс, старший аналитик Forrester Research. По мнению аналитиков, инвестиции в ИТ ведут к повышению производительности труда, а вот отставание в этой сфере влечет за собой финансовые потери.
ИТ-директора многих российских предприятий, к счастью, пока далеки от проблем, которые приходится решать их заокеанским или европейским коллегам. И хотя наметившийся в последние годы стабильный рост экономических показателей не снимает с повестки дня проблемы роста эффективности производства, производительности труда, оптимизации расходов и выживания в условиях усиливающейся конкуренции, отношение к инвестициям в ИТ в России пока не столь критическое. Большинство российских предприятий еще находится на пороге процесса информатизации, и для них инвестиции в ИТ — пока абстрактное понятие, не связанное с бизнес-практикой. И хотя совокупные расходы на внедрение и обслуживание информационных систем в сфере реального бизнеса неуклонно растут, получением практической пользы от ИТ могут похвастаться лишь немногие. Почему дело обстоит именно так?
Вот уже три года наше издание внимательно изучает опыт российских предприятий по использованию ИТ для повышения эффективности бизнеса. Наша миссия — информировать читателей (среди которых и руководители предприятий, и представители многочисленного отряда ИТ-управленцев) о наиболее успешных примерах использования ИТ на российских предприятиях, передавать позитивный опыт тем, кто только начинает работу по выбору оптимального ИТ-решения для своего бизнеса.
Что изменилось за прошедшие три года? Говорить о коренном переломе в сознании руководителей и собственников российского бизнеса пока рано. Но уже сейчас мы наблюдаем качественные изменения в подходах к использованию ИТ в отечественной экономике. На смену компьютеризации приходит информатизация. Меняется заказчик решений. Причина же изменений лежит в осознании того, что ИТ могут стать инструментом повышения управляемости бизнеса, а значит, послужить росту его эффективности. Менеджмент предприятий, где внедрены ИС, уже получил возможность ежедневно использовать результаты автоматизации для управления как отдельными бизнес-процессами, так и бизнесом в целом. В ряде случаев результаты внедрения ИТ можно измерить конкретными цифрами — заработанными или сэкономленными средствами.
Однако наряду с позитивными примерами мы видим и негативные. Сама по себе информатизация не имеет смысла, это не панацея от всех проблем и ошибок в бизнесе, а всего лишь инструмент, который помогает строить эффективное управление, способствует снижению расходов и повышению производительности. Не настроив этот инструмент на решение конкретных задач, нельзя получить ожидаемый результат. Поверив, что внедрение ИТ повысит прибыльность бизнеса, некоторые руководители в результате горько разочаровываются и считают пустыми тратами инвестиции в ИТ. Иногда причина кроется в том, что они сами заранее не смогли четко сформулировать подрядчику задачи информатизации. Иногда разочарование наступает в результате неверного выбора партнера, системного интегратора. Не секрет, что на российском ИТ-рынке есть немало игроков, которые предлагают заказчикам собственно технологии, оборудование или ПО, но не полезность их применения для конкретных нужд заказчика.
Вряд ли можно ждать хорошего результата, если у предприятия нет осознанной ИТ-стратегии либо она никак не согласуется с существующей бизнес-стратегией. Важно, чтобы ИТ-стратегия была сбалансирована: с одной стороны, она должна быть оптимальна с точки зрения затрат, с другой стороны — она должна учитывать не только ближайшие задачи предприятия, но и его долгосрочную стратегию развития, а значит, должна создаваться «на вырост».
Понимание этих вопросов — залог успеха российского бизнеса. Мы убеждены, что продуманная ИТ-стратегия уже совсем скоро станет нормой жизни многих предприятий. Оставайтесь с нами и давайте вместе ускорять этот процесс.
Марина Никитина,
издатель Intelligent Enterprise