Это письмо, появившееся в редакционной почте 18 июля, мы публикуем не только потому, что оно написано думающим человеком. Нам часто пишут умные и интересные люди, но данное письмо непосредственно касается основного вопроса нашего издания, Intelligent Enteprise.
Прочитал статью "Что же такое интеллектуальное предприятие" (Intelligent Enterprise № 9'2002(50). Поначалу не мог понять, откуда такое странное ощущение. Я готов подписаться под каждым абзацем — большинство этих советов я сам неоднократно давал руководителям предприятий. Почему же статья вызывает желание возразить?
Видимо, потому, что заглавие никак не соотносится с содержанием. Введено новое понятие — "интеллектуальное предприятие". Естественно, читатель ожидает определения термина, новой концепции, новой методологии — в общем, чего-то нового.
Читаем первую фразу: "Интеллектуальное предприятие — это постоянное отслеживание рынка...". Извините, предприятие — это как минимум существительное, а не глагол. Значит, определения мы не дождемся, будут только разговоры о новом понятии. Что нового стоит за этим термином?
Все это мы уже проходили лет двадцать назад, когда появился термин "системный подход". Выяснилось, что любой грамотный менеджер пользуется именно "системным подходом", иначе его решения приводят к печальным последствиям.
Но вот и что-то действительно новое: "ИТ — это фундамент для того, чтобы создать "игровое поле руководителя", давая ему возможность моделировать как уже произошедшие ("а что было бы, если бы я..."), так и будущие ("а что будет, если я...") события".
Как говорится, с этого места, пожалуйста, помедленнее. Где-нибудь уже существуют подобные системы? Смею утверждать, что нет. Мы только подступаем к моделированию сложных систем. Есть теоретические основы, но чтобы создавать модели предприятия для решения сколько-нибудь сложных задач, необходимы усилия множества различных специалистов. Пока модель может только направлять наши исследования, указывая, какие зависимости нужно исследовать, чтобы результаты моделирования были пригодны для решения заданного круга задач.
Значит, "интеллектуальных предприятий" на сегодняшний день не существует? Повторюсь – я полностью поддерживаю все советы автора. Но хотелось бы выяснить: что же такое «интеллектуальное предприятие"?
Сергей Перовский, консультант, serge@aspo.spb.su
Понятно, что предприятие не глагол и что формулировка вроде "интеллектуальное предприятие — это предприятие, которое занимается постоянным отслеживанием рынка", снимет соответствующую претензию. Понятно и то, что моделирование систем, сравнимых по сложности с бизнес-окружением любого предприятия, — это что-то вроде погони за тенью: чем сложнее будут системы управления предприятиями, тем сложнее будет этим предприятиям конкурировать друг с другом. Иначе говоря — нет предела совершенству. Но все это так же верно, как верно и то, что каждый день нашей жизни сокращает ее ровно на один день. А жить все равно надо, да так, "чтобы не было мучительно больно…"!
Формальных определений много. Нужны ли они? Наверное, да. Вот одно из них: интеллектуальное предприятие — это предприятие, которое отличают прежде всего передовые подходы к работе с информацией. Но я хотел бы поговорить о другом.
Что определяет потенциал к выживанию и развитию? Согласно Дарвину, выживают наиболее приспособляемые. Важно то, что мы знаем, плюс то, что мы умеем, плюс то, чему мы способны научиться, и то, как быстро мы можем учиться. Важно, насколько оперативно мы отслеживаем изменения обстановки, как быстро и глубоко мы можем их анализировать и реагировать на них, насколько точно мы можем предвидеть будущие изменения и упреждать их. Если ваша компания испытывает трудности — ничего страшного, у вас есть ваши знания, умения, опыт, вы справитесь.
Но все это подразумевает сбор информации, ее обобщение и анализ, постоянное обучение. Работа в бизнесе — это работа с информацией. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто вовремя получает всю необходимую информацию.
Чем дальше, тем большая часть ваших поставщиков, партнеров и клиентов будет настаивать на электронных транзакциях. Электронные транзакции вынуждают посредников работать на добавление стоимости, т. е. перестраиваться для решения преимущественно сервисных вопросов, а это обусловит скачок конкуренции в сфере услуг. Качественное индивидуализированное обслуживание клиентов требует обработки большого количества информации.
Это значит, что вы уже сейчас должны вооружать менеджеров предприятия электронными инструментами, облегчающими их контакты с клиентами.
Питер Друкер в одной из своих последних книг "Задачи менеджмента в XXI веке" написал: "Сколько в истории бизнеса существует примеров, когда неизвестно откуда взявшаяся и никому не ведомая компания всего за несколько лет обгоняла признанных лидеров, не прилагая особых усилий! Такие случаи принято объяснять более удачной стратегией, новыми технологиями, продуманным маркетингом или экономичностью производства. Но если рассмотреть каждый случай в отдельности, то становится ясно, что новичок всегда имел еще и огромное ценовое преимущество, примерно в 30%. Причина всегда одна и та же: новая компания лучше знает свои издержки по всей экономической цепочке и больше внимания уделяет управлению именно этими издержками, а не издержками на отдельных операциях". Можно ли напрямую связывать информатизацию предприятия и ценовое преимущество? Я бы подчеркнул только одно: знание издержек — это один из примеров владения информацией.
Я думаю, нет смысла спорить с тем, что будущее — за интеллектуальными предприятиями. Миссия журнала Intelligent Enterprise — способствовать становлению и развитию интеллектуальных предприятий в России. На данном этапе наша основная цель — пропаганда передового опыта информатизации предприятий. И мы уверены в том, что сможем принести максимальную пользу, имея отправной точкой именно такую систему ценностей.
Камилл Ахметов, главный редактор Intelligent Enterprise