Многие замечают, что в последнее время поставщики комплексных систем управления, говоря о перспективах корпоративных информационных систем в России, все больше избегают напрямую поучать клиентов, навязывая им наиболее выгодную для себя точку зрения. Еще недавно пресловутую «лоскутную» автоматизацию (а часто и любую конфигурацию различного ПО) дружно предавали анафеме, а говоря об электронном бизнесе, наоборот, рисовали картину всеобщего благоденствия, которое якобы должно наступить уже завтра. Теперь уже трудно сказать, как все это воспринимали сами клиенты, но в любом случае такой черно-белый пейзаж их вряд ли сильно радовал.
В последние год-два политика поставщиков и соответственно их взгляд на проблемы автоматизации стали более либеральными. Не менее серьезные изменения претерпели проблематика корпоративных проектов и технологический ландшафт. В результате влияния этих факторов сейчас мы видим на рынке несколько иную ситуацию, которая, что интересно, иногда оказывается прямо противоположной тому, что имело место ранее.
Взять хотя бы уже упоминавшиеся примеры разнородных информационных систем, унаследованных с начала 90-х годов, и концепцию электронного бизнеса. Со стороны поставщиков и интеграторов теперь слышны уже значительно более мягкие высказывания по этим вопросам, что вполне объяснимо. Причины такого изменения позиций и взглядов связаны с поступательным развитием рынка ИТ и в целом должны восприниматься позитивно. Многие из поставщиков расширили спектр предлагаемых к внедрению программных решений и теперь все чаще трактуют комплексную автоматизацию как набор различных систем, оптимизированный под задачи клиента. Что касается электронного бизнеса, то сегодня ссылки на западный опыт звучат уже не столь эффектно — слишком высока стала цена ошибки, связанной с неудачным проектом в России. Любой ИТ-компании поневоле приходится проявлять крайнюю осторожность, и все чаще со стороны поставщиков продукции и услуг можно услышать мнения о том, что российский рынок откровенно не готов к электронному бизнесу.
Что и говорить, сегодня мы наблюдаем поистине драматические изменения на рынке автоматизации. И вот что особенно интересно: если раньше пыл поставщика охлаждала более приземленная практика деятельности корпоративных клиентов, то теперь, похоже, могут возникать и обратные ситуации. Взгляды и потребности заказчиков, формируемые не рыночной конъюнктурой, а проблематикой собственного бизнеса, могут оказаться даже прогрессивнее, чем осторожные предложения фирм-интеграторов, обжегшихся на неудачных проектах. При этом здоровый консерватизм поставщика может отчасти препятствовать осознанию того, что даже весьма смелые задачи вполне поддаются решению при правильном практическом обосновании и взвешенном использовании технологий.
В этом отношении очень показательны примеры автоматизации дистрибьюторской деятельности и розничной торговли, с которыми мы сталкиваемся все время. Необходимость интегрировать собственные продукты автоматизации с информационными системами поставщиков ощущается даже в так называемой независимой рознице, не говоря уже о крупных торговых сетях, где количество постоянных поставщиков измеряется сотнями, если не тысячами.
Сегодня поставщики решений более уважительно относятся к существующим у клиента системам автоматизации, и это уже значительный позитив. Однако на практике мало кто среди клиентов верит в возможность хотя бы частичной интеграции такого большого количества информационных систем. Это действительно кажется невероятным, но дело не только в этом. Программные системы организации цепочек поставок прочно ассоциируются с электронным бизнесом, который, как мы сказали, сейчас относится скорее к категории перспектив на будущее, чем к актуальным решениям. Электронный бизнес, в свою очередь, не может рассматриваться вне контекста Интернет-технологий, что также усиливает консервативные настроения клиентов — ведь, как известно, в области автоматизации торговли до сих пор очень распространены DOS-системы.
В связи с описываемыми тенденциями возникает вопрос о том, не откладывают ли российские предприятия «на потом» вместе с решениями об организации Интернет-бизнеса и куда более насущные проблемы интеграции приложений средствами Интернет-технологий? Используемые и в том и в другом случае технологические приемы весьма сходны, но возможность абстрагироваться от привычных атрибутов Интернета (прежде всего браузера) в случае интеграционных проблем позволяет взглянуть на Интернет-технологии глубже. В этом случае даже DOS-системы (которых некоторые клиенты уже чуть ли не стесняются) превращаются в полноценные строительные блоки проекта «реконструкции».
Интересно, что поставщики ИТ-решений, внушая мысль о медленном, постепенном созревании российской практики электронного бизнеса, сами тем не менее очень активно развивают, например, проекты интеграции бухгалтерских и ERP-систем посредством стандарта XML. Эта несложная проблема технологически очень сходна с той, что решается при построении пресловутых цепочек поставок, объединяющих ИТ-ресурсы десятков, а иногда и сотен предприятий. И именно XML-решения, думается, могут и должны дать поставщикам реальный опыт, а для рынка послужить толчком к выработке соответствующих отраслевых стандартов. По мере дальнейшего развития таких решений (и об этом как раз свидетельствует мировой опыт) необходимый и практически востребованный информационный обмен между большим количеством партнеров по бизнесу, построенный на основе современных технологий, уже не будет представляться неразрешимой задачей.
Сегодня все говорит о том, что облик рынка автоматизации в принципе не может формироваться только в лагере поставщиков корпоративного ПО и интеграторов. Заказчики, в свою очередь, должны осознать, что технологические решения актуальных для них проблем существуют и уже доступны в России. Но чтобы направить их использование в нужное русло, необходимо, как минимум, иметь собственную активную позицию и проявить коллективную инициативу.
Сергей Костяков