Главная тема Intelligent Enterprise: как информационные технологии способствуют решению бизнес-задач. О возможном исчерпании этой темы в обозримом будущем беспокоиться не стоит. Количество реально используемых на рынке платформ и приложений растет. Активно развивающееся направление, связанное с интеграцией систем, даже при ограниченном их выборе способно создать бесконечное многообразие уникальных решений. Но диалектика, как известно, такова, что простой количественный рост возможен лишь до определенного этапа. Дальше следуют качественные изменения.
Мы часто говорим о том, что ИТ-подразделения становятся если не центрами прибыли для организации, то по крайней мере неотъемлемой частью бизнеса. Иными словами, соответствующие службы в составе компаний вынуждены принимать все правила игры, по которым живет и развивается сам бизнес.
Тенденции мировой экономики таковы, что предприятия, связанные с производством той или иной продукции или услуг, некоторое время назад начали резко разворачивать свою деятельность “лицом к потребителю”. При этом, как известно, особый акцент делается на управляемость производственного процесса по всей горизонтальной цепочке превращения товара в конечное изделие, а не на укрепление вертикальной подчиненности. Обеспечение качества — тоже один из главных рычагов конкурентной борьбы. Оно, в свою очередь, эквивалентно возможности предоставить потребителю товар с гарантированными свойствами, время и себестоимость изготовления которого можно точно рассчитать заранее.
Превращение ИТ-направления в равноправную составную часть бизнеса по сути требует подобных трансформаций, и это реально происходит. Ключевым, единым для всей информационной инфраструктуры компаний, из каких бы разнородных частей она ни состояла, становится понятие «информационный сервис», а он, в свою очередь, должен иметь определенное качество. И это стратегическая цель. Для ее реализации требуются промышленные технологии гарантированного предоставления и количественного измерения ИТ-услуг. Если требуется поддержка в режиме 24х7, она должна быть обеспечена даже в тот момент, когда компания в соответствии с жесткими требованиями тех же бизнес-задач вынуждена заниматься коренной реорганизацией информационной инфраструктуры. Более мягкие требования тоже должны соблюдаться, и ровно в том объеме, в каком это необходимо (но при соответствующем снижении затрат).
Такие компьютерные неологизмы, как “информационный сервис” — не просто игра слов. Вместе с этими терминами корпоративные заказчики разом получают целый набор новых классов программного сервиса: управление изменениями, управление конфигурацией, управление уровнем услуг, HelpDesk (не имеющий пока даже русского эквивалента). Ясно, что весь этот комплекс в совокупности уже нельзя отнести исключительно к инструментам администрирования. Появился даже новый термин — «бизнес-ориентированное управление ИС». Это действительно совершенно самостоятельные категории автоматизации бизнеса.
Но при этом простое наращивание функционала традиционных систем поддержки управленческой деятельности не приводит к коренным изменениям в направлении повышения качества информационного сервиса.
Надо признать: все то, о чем мы говорим, неодинаково воспринимается в различных отраслях промышленности. Хорошо влияют на общественное мнение успешные внедрения ИТ во "флагманских" сферах — таких, как банковское дело и телекоммуникации. Развитие бизнеса в этих отраслях без использования информационных технологий на сегодняшний день невозможно в принципе, а электронное взаимодействие с партнерами и заказчиками абсолютно критично для работы. К тому же вопросы комплексной автоматизации здесь решались и решаются по большей части при помощи узкоспециализированных программных продуктов, а не единой системы. И установить для всего комплекса единый критерий оценки их работы в виде качества конечных информационных услуг — это крайне актуальная задача.
В классическом производстве по чисто объективным причинам пока основное внимание уделяется традиционным вопросам автоматизации бизнеса — расчету себестоимости, планированию производства и уровня запасов, управлению затратами и т. д. Отметим, однако, что производственные структуры постепенно приходят к осознанию необходимости внедрения технологий, обеспечивающих информационный сервис, как раз через пресловутый электронный бизнес. Не секрет, что некачественная работа ИТ, поломка и простои оборудования в принципе компенсируются «авральными» административными мерами. Но беда в том, что такие меры становятся неприменимы, как только бизнес-процессы перестают существовать исключительно внутри предприятия. Так что если речь идет не об электронном магазине, а о серьезной имплементации CRM-систем, CALS-технологий или ПО автоматизации цепочек поставок, к осознанию тех концепций, о которых мы ведем речь, производственные предприятия придут неизбежно.
Сергей Костяков